ЗАКОНЧИЛ свое действие Федеральный закон РФ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", который освобождал от налога на добавленную стоимость обороты по реализации СМИ и книг, услуги по транспортировке, "погрузке, разгрузке и перегрузке"; предусматривал таможенные льготы на ввозимые в страну издателями и редакциями бумагу, полиграфматериалы, аудио- и видеоинформацию, оборудование. Кроме того, редакции, издательства, информагентства, телерадиокомпании пользовались услугами почтовой, телефонной и телеграфной связи по тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций, оплачивали аренду помещений по тарифам, не превышающим установленных для организаций сферы культуры и т.д.
Книга - как лекарство
Все это на протяжении последних лет делало жизнь книгоиздательского бизнеса и рынка СМИ в России более-менее сносной. Благодаря закону не вымерли окончательно, к примеру, региональные издания, а книжные издательства смогли развиваться, расширяться, вкладывать большие доли прибыли в расширение производства (эта статья дохода тоже не подлежала налогообложению), что и привело к подъему российского книгоиздания в конце прошлого десятилетия.
Теперь принят новый Налоговый кодекс, определяющий общий для всех НДС - 20%. Не важно, что ты производишь - водку, книжку или качаешь нефть, - налоги одинаковы для всех. Правда, в соответствии с новыми уложениями периодические печатные издания (кроме рекламных и эротических), учебная и научная книжная продукция облагаются НДС по пониженной ставке - 10%.
Но, естественно, до сих пор никто не знает: что считать научной, а что учебной? Ясно, к примеру, что "худлит" сюда не попадает. Следуя букве закона, в число "пониженных" в плане налогообложения входит лишь малая часть изданий - скажем, научные монографии и учебники из федерального комплекта. Обычная хрестоматия или книжка из серии "Школьная библиотека" под прямое толкование статьи уже не подходят. Остались за бортом литература детская, специальная и производственная, классика - да много чего!
Очевидно, что Госдума, принимая новые законы, не предполагала такого сужения льгот. А еще депутаты видимо, не подумали, что возникает необходимость в некотором органе, выдающем "справки" о "научности" и "учебности". Нигде ведь не сказано, кто и на каких основаниях выдает или не выдает "справку". Между тем количество издаваемых книг и брошюр (по названиям) превысило, говорят, в прошлом году уровень 1990 года. Вероятнее всего, издатели и книготорговцы плюнут и будут изначально закладывать 20% НДС в цену большинства книг. Все расходы, естественно, будут возмещены из кармана покупателя...
Не вполне ясно на текущий момент, как вообще вести бухгалтерскую учетность. Как платить налоги? Так, как предполагает новый кодекс - ежеквартально или по местным инструкциям? И распространители, и производители в недоумении. В "Комментарии к Федеральному закону #179-ФЗ от 28 декабря 2001 года "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", опубликованном на сайте Минпечати (www.mptr.ru), сказано: "Разъяснение МНС, Минфина и МПТР России по применению налоговых льгот по продукции печатных средств массовой информации и книжной продукции разрабатываются. Планируется, что они будут обнародованы до 01.02.02". Не сказано только, что делать - сегодня и сейчас - продавцам в книжных магазинах, оптовикам, издателям: какие цифры закладывать, как строить бизнес?
А еще с этого года прибавился налог с продаж (НСП) на книжную продукцию. Вы не заходили в этом году в аптеку? Аналогичный налог введен ведь и на лекарства. Символично! Книжка как аспирин или как виагра...
Если сложить 20% НДС, 5% НСП, учесть, что налоговые накрутки возникают на каждом этапе производства продукта - на покупке бумагу, на транспортировке, оплате типографских услуг и т.д., - цена на книги возрастет, по самым скромным подсчетам, в полтора раза (не забудем, что за последние три года многие виды литературы и так уже подорожали в два-три раза). Словом, какой-то части населения вновь придется отказаться от книги - в пользу тех же лекарств, к примеру. А сама книга в новом году все более будет переходить в разряд подарков. Дорогих.
Нелицензионная зона
На новый год власти заготовили и еще один подарочек (неясно, правда, кому). С февраля вступает в действие Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (подписан президентом 8 августа 2001 г.). Многие депутаты Госдумы считают этот закон верхом либерализма и ставят себе чуть ли не в пожизненную заслугу. Благодаря тому, что сравнительно с законом предыдущим эти самые виды лицензируемой деятельности значительно сокращены. К примеру, в список не попали издательская и полиграфическая деятельность (хотя, помнится, за их сохранение горячо стояло в Думе Министерство печати в лице первого замминистра Михаила Сеславинского, тем более что сам порядок лицензирования носил до сей поры практически уведомительный характер - никому почти не отказывали!).
Отмена лицензирования означает, что типографии смогут теперь печатать все что угодно в отсутствие реальных механизмов контроля и вообще какого бы то ни было воздействия со стороны государства. В наших условиях это может привести к диким результатам. Созданы просто-таки идеальные условия для нового всплеска пиратства, для разнообразных махинаций с "левыми" тиражами, наконец, для широкомасштабного издания книг экстремистского, провокационного содержания. Первое повлечет за собой серьезные "разборки", о которых в издательском мире стали уже как-то подзабывать. Последнее, как ни пафосно это звучит, может прямо сказаться на национальной безопасности.
По сегодняшнему порядку типография должна ставить в книгах свои выходные данные. В случае нарушения законодательства лицензию легко отобрать или, по крайней мере, отследить происхождение той или иной продукции. Были, во всяком случае, прецеденты изъятия тиражей пиратских учебников, книг, разжигающих национальную рознь и т.п. В новых условиях сделать все это будет затруднительно. А нового механизма необходимого (что бы ни говорили излишне либеральные депутаты насчет "возврата к цензуре") контроля за издательской и полиграфической деятельностью пока не изобретено. Может, конечно, как и в случае с налогами, воспоследуют "разъяснения"? Но это будет означать лишь, что любой закон у нас, каким бы хорошим по замыслу он ни был, ничто без разнообразных подзаконных актов, инструкций и рекомендаций, отданных на откуп чиновникам на местах.
Кстати, в связи с "либерализацией" и со сбором налогов могут возникнуть трудности, поскольку "нелицензированные" издатель или типография сейчас практически невидимы для налоговиков. Словом, с февраля наступает рай для свободного предпринимательства. И флибустьерства.
Переоценка ценностей
Конечно, рано или поздно все образуется. Но в условиях неразберихи первых месяцев этого года успех любого книжного проекта будет зависеть от четкого взаимодействия всех участников книжного рынка, а прежде всего - от грамотного анализа складывающейся правовой и экономической ситуации, на которую уйдет, по оценкам, не менее двух-трех месяцев. Пока пересматривают свои инструкции Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, пока думают в Минпечати и иных заинтересованных ведомствах, в книжных магазинах вовсю идет переучет, кое-где висят объявления с извинениями о повышении цен, выстраиваются новые связи между производителями и клиентами. Ассоциация книгоиздателей срочно создает юридическую службу, по словам ее президента, Ивана Лаптева - своего рода "скорую экономико-правовую помощь", куда уже сейчас можно обращаться за советом... Издатели готовятся к неизбежному падению тиражей и компенсации потерь за счет нового расширения ассортимента, а где-то и пересмотра издательской политики.