ГЕННАДИЙ АЙГИ - очень живой классик. Поэт Михаил Айзенберг сказал о нем, что его стихи, написанные лет тридцать назад, актуальны и сегодня - больше, чем стихи многих других поэтов, родившихся позже. Недавно вышли сразу две книги Айги, и из одной понятно, насколько он живой, а из другой - что он все-таки классик. Собственно, Айзенберг сказал то, что тут приведено, на презентации той книги, которая окончательно закрепляет статус Айги как классика - альбома "Разговор на расстоянии", только что опубликованного петербургским издательством "Лимбус-Пресс". Презентация этого альбома прошла 2 декабря на выставке Non/fiction-3 - в последний день работы выставки.
Точнее сказать, "Разговор на расстоянии" закрепляет статус классика-Айги в русской культуре. На Западе, как оно и бывает, это поняли несколько раньше и присудили Айги все возможные премии, кроме разве что Нобелевской. Еще это поняли, к счастью, в родной для поэта Чувашии - Айги много сделал для пропаганды чувашской поэзии ХХ века и в Европе, и в России.
"Разговор на расстоянии" - большой альбом, в котором, кроме текстов, помещены репродукции работ тех художников, с которыми Айги общался с 60-х годов. Это представители неофициального российского искусства, чьи картины теперь висят опять же в хороших иностранных музеях: Игоря Вулоха, Николая Дронникова, Игоря Макаревича, покойных Анатолия Зверева и Владимира Яковлева и многих других. Из текстов - воспоминания Айги о Пастернаке и посвященный Пастернаку цикл стихотворений, статьи о русской поэзии и живописи ХХ века (имена: Георгий Оболдуев, Алексей Крученых, Божидар, Михаил Ларионов), интервью, эссе, и, разумеется, еще много стихотворений. Фотографии. Факсимиле автографов стихотворений.
При всем этом альбом словно бы сквозит, просвечивает. Вероятно, так и должно быть. На презентации об этом говорил художник Игорь Макаревич: он сравнивал Айги с совершенно вроде бы другим по направлению художником - Ильей Кабаковым. По мнению Макаревича, развоплощение предметов и знаков, превращение их в прозрачные структуры свойственно и Кабакову, и Айги. Кроме Макаревича и Айзенберга, на презентации выступали литературный критик Владимир Новиков, поэты Юрий Милорава и Евгений Даенин, художник Игорь Вулох, представитель "Лимбус-Пресс" Арсен Мирзаев, - тоже, кстати, интересный поэт. Сам Айги тоже сидел в президиуме и закончил презентацию чтением цикла стихотворений, посвященных Велимиру Хлебникову. А еще одна книга Айги была представлена чуть раньше - 28 ноября. Сборник стихотворений "Продолжение отъезда" выпущен московским издательством "О.Г.И." и представлен был, как чаще всего и бывает с книгами этого издательства, в соответствующем клубе - "Проект О.Г.И.". Так вот, событие это было рабочим, что еще важнее, чем торжественное заседание на выставке. Потому что Айги просто читал стихи. В книгу вошли некоторые известные стихотворения, но многие тексты публиковались только в периодике или вообще напечатаны впервые. Зал был набит, но Айги читал не как "статусная фигура", а как просто поэт. Что и сообщает смысл тому торжеству, что было на ярмарке Non/fiction.