ОКАЗЫВАЕТСЯ, совсем недавно в здании МИДа на Смоленке открылся Музей истории дипломатии. Правда, ни будничных для школьников, ни воскресных семейных экскурсионных сеансов там не устраивают. МИД как был неприступным бастионом, так им и остался. А в Музее истории дипломатии, как правило, бывают те, кто эту историю создает. И изредка еще те, кто эту историю освещает.
В среду, 14 ноября, выпал как раз такой случай. В шесть часов вечера жалкая стайка прессы (человек семь, ну от силы десять) была встречена у проходной высоким неразговорчивым молодым человеком и, с заходом в гардероб, препровождена на пятый этаж, как выяснилось, именно в музей. А там народу - полный зал. Сплошь джентльмены в строгих костюмах при галстуках, а иные и при бабочке. Возраста разного, но больше - в самом расцвете сил.
"Вагриус" презентовал в этот вечер свое новое издание - книгу Анатолия Адамишина "Белое солнце Анголы". По экземпляру книги журналисты получили еще в гардеробном фойе: глянцевая обложка, на ней - приглушенно оранжевое солнечное пятно на сумрачном фоне закатного неба, на обороте - фото улыбающегося автора и аннотация: книга о том, как автор в бытность свою заместителем министра иностранных дел СССР возглавлял советскую миссию по урегулированию ангольского кризиса. Дела не столь уж давно минувших дней.
Как оказалось через три часа (только в метро по дороге домой возможно было наконец заглянуть в книгу), произведение Анатолия Адамишина представляет собой нечто среднее между мемуарами, исторической справкой и аналитическим руководством по дипломатической практике. Причем УНИТА, АНК, СВАПО наделены здесь не меньшей долей личного обаяния и отторжения, чем реальные исторические лица. Хотя, конечно, простому читателю, не поднаторевшему в тонкостях международной политики, последние все-таки будут интереснее. Чего стоят одни только зарисовки президента Рейгана, безостановочно травящего байки только для того, чтобы не дать советским дипломатам вставить словцо. Впрочем, и те не дают обвести себя вокруг пальца. В результате - мирное соглашение, вывод кубинских войск и войск ЮАР, независимость Намибии, президентские выборы в Анголе.
Правда, на самом вечере на тему политики никто не говорил. Не принято оказывается, в МИДе упоминать о делах в нерабочее время.