ШОРТ-ЛИСТ премии Андрея Белого за 2001 год объявлен на пресс-конференции в Петербурге 22 октября. Напомню, что учрежденная в конце 70-х премия Белого была единственной независимой премией в Советском Союзе и вручалась фактически подпольно. Она была возрождена на новых условиях в начале 90-х, хотя материальное ее содержание как было, так и осталось символическим: премия состоит из одного рубля, яблока и рюмки водки. Несмотря на такую радикальную простоту, премия эта многими по-прежнему рассматривается как самая независимая в русской литературе. Итак.
Поэзия
Александр Анашевич (Воронеж). Истерия солдата // Журн. "Зеркало", 2001, # 15-16.
Шиш Брянский (Москва). В нежном мареве. - Тверь: Kolonna Publications, 2001.
Дмитрий Голынко-Вольфсон (Петербург). Директория. - М.: АРГО-Риск; Тверь: Kolonna Publications, 2001.
Владимир Кучерявкин (Петербург). Цикл "Треножник", опубликованный на сайте Ошибка! Закладка не определена.
Мария Степанова (Москва). Песни северных южан. - М.: АРГО-Риск; Тверь: Kolonna Publications, 2000; О близнецах. - М.: О.Г.И., 2001.
Василий Филиппов (Петербург). Стихотворения. - СПб.: Петербург-ХХI век, 2000.
Проза
Александр Гольдштейн (Тель-Авив). Аспекты духовного брака. - М.: НЛО, 2001.
Михаил Елизаров (Гамбург). Ногти. - М.: Ad Marginem, 2001.
Юлия Кисина (Мюнхен). Простые желания. - СПб.: Алетейя, 2001.
Андрей Левкин (Москва). Цыганский романс. - СПб.: Амфора, 2000; Двойники. СПб.: Borey-Art, 2000.
Маргарита Меклина (Сан-Франциско). [Рассказы] // "Митин Журнал", 2001. # 59.
А.Нуне (Берлин). После запятой. - М.: НЛО, 2001.
Сергей Спирихин (Петербург/Ташкент). Конина. - Ташкент, 2001 (на правах рукописи).
Гуманитарные исследования
Екатерина Деготь (Москва). Русское искусство ХХ века. - М.: Трилистник, 2000.
Борис Дубин (Москва). Слово - письмо - литература. - М.: НЛО, 2001.
Андрей Зорин (Москва). "Кормя двуглавого орла┘" - М.: НЛО, 2001.
Владимир Малахов (Москва). Скромное обаяние расизма. - М.: Дом Интеллектуальной Книги & Модест Колеров, 2001.
Валерий Подорога (Москва). Тексты в книгах: Мастерская визуальной антропологии. 1993-994. - М.: Художественный журнал, 2000; Тетради по аналитической антропологии. Вып. 1. Авто-био-графия. - М.: Логос, 2001.
Елена Рабинович (Петербург). Риторика повседневности. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000.
Самое впечатляющее - список в номинации "Гуманитарные исследования", состоящий в основном из знаменитостей. Этот список и комментировать-то не надо, отмечу только три позиции. Хорошо, что в него попала провокативная книга Владимира Малахова, толком не прочитанная в нефилософских кругах. Хорошо, что в списке оказался Борис Дубин, который работает сразу за нескольких специалистов - социология, культурология, история антиидеологического мышления в ХХ веке, переводы с европейских языков. И, наконец, очень правильно было включить в список книгу Зорина "Кормя двуглавого орла┘": редкий случай, когда любимые интеллигентские темы - идеология Российской империи, народность, отношения интеллектуалов и власти - стали поводом не для словоблудия, а для глубокого и точного исследования.
В стихотворной части списка - много молодых авторов. Александр Анашевич из Воронежа, только что выпустивший в издательстве "О.Г.И." третью книгу стихов, попадает в шорт-лист Белого второй раз: до этого включен в 1999-м. Мария Степанова опубликовала с небольшим промежутком две книги стихов - отыгралась, можно сказать, за прошедшие годы, когда ее не печатали. Зато сразу явилась публике поэтом зрелым и разнообразным. За эпатаж в списке отвечает 26-летний поэт и рок-певец Шиш Брянский (см. рецензию на эту книгу на полосе "Художественная литература"), в прошлом году уже получивший премию "Дебют" в номинации "малая поэзия". Дмитрий Голынко-Вольфсон публикуется в питерском самиздате с начала 90-х, и уже тогда стал известен. Созданный Голынко-Вольфсоном стиль можно назвать киберпанк дель арте; в Москве, в среднем не привыкшей к таким навороченным стихам, его тексты "доходят" хуже, но шорт-лист питерской премии - дело другое: странно было бы, если бы вторая книга Голынко - большая, вышедшая через шесть лет после первой, - в него не попала.
Кроме молодых - которые, однако, не дебютанты - в списке фигурируют два давно пишущих автора более старших поколений: Владимир Кучерявкин и Василий Филиппов.
Прозаический список интересен тем, что в нем фигурирует в основном проза в традиционном понимании этого слова: в последние годы на премию Белого то и дело выдвигались тексты экспериментального жанра, например "Записи и выписки" Михаила Гаспарова. Однако и участники шорт-листа 2001 года сдвигают границы жанров. Пожалуй, самый известный в списке - Андрей Левкин, имеющий статус почти культового прозаика так давно, что странно, почему он не получил эту премию раньше. Израильский эссеист Александр Гольдштейн - тоже фигура признанная, за первую книгу "Расставание с Нарциссом" получил Антибукера, только что вышла вторая книга эссе, еще менее академическая и пристрастная - выдвижение вполне логично. Еще один "шорт-листер" - Сергей Спирихин, один из лидеров движения авангардных художников "Новые тупые".
Остальные имена тоже вполне убедительны. Маргарита Меклина - автор изощренных, психологически тонких и очень жестких рассказов, известна в основном в Питере и в интернете. Харьковско-гамбургский прозаик Михаил Елизаров известен больше в Москве, так что его выдвижение можно рассматривать как поклон от жюри другой столице. Юлия Кисина публикуется давно - как художник и прозаик (а стихи ее когда-то публиковались и в "НГ"). Наконец-то у нее вышла книга - первая в серии феминистского письма, которую готовит известный филолог Игорь П. Смирнов. Что касается А.Нуне, то я недавно сетовал, что в лонг-лист Букера не попал ее дебютный, но обширный роман "После запятой", написанный от лица женщины, которая только что умерла и теперь вот осваивается в новой ситуации. Шорт-лист Белого - место не хуже, так что Нуне все-таки заметили.