ЕСЛИ вы уже прочитали наш материал на первой странице, посвященный последнему роману Александра Проханова, вам будет небезынтересно узнать, что думают о творчестве русского писателя его коллеги.
Анатолий Королев:
- Я плохо знаю творчество господина Проханова, я читал у него только один роман, кажется, он называется "Дерево в центре Кабула". Нормальный такой роман, написан нормальным русским языком, но что удивляет в этом тексте - так это исключительное неистовство! Для меня Александр Проханов - тип моджахеда в нашей литературе, и мне кажется, что ислам как религия подошел бы ему гораздо больше, чем православие... А в целом он интересный писатель и любопытный человек.
Юрий Поляков:
- Я отношусь к творчеству Проханова с интересом и уважением, и даже в свое время написал большую статью о его романе "Красно-коричневый". Я считаю, что он - один из ведущих современных прозаиков. Можно разделять или не разделять его политические взгляды, но, несомненно, в его прозе присутствует мощнейшая социальная энергетика, эмоциональный посыл. Он один из самых пассионарных наших писателей, но, к сожалению, в силу именно своих политических позиций недостаточно оцененный критикой. Единственное, я могу еще добавить, что, на мой взгляд, такая его огромная газетная и политическая деятельность, видимо, не дает времени и сил на доводку прозы, на ее филигранную отделку.
Михаил Веллер:
- Для меня творчество Проханова вполне значимо и органически разделяется на три этапа. Первый - еще в 70-х, когда Проханов входил в журнально-газетных обзорах в число перспективных молодых писателей. Тогда его тексты отличались действительно энергичностью стиля, хорошей подачей, совсем неплохим языком. Но они не были какими-то особенно свободными или отвязанными, как стали говорить позднее, а всегда несли в себе советско-рабоче-партийную установку. Человек поставил на "проход" и пробиваться полагает возможным только через официальную печать. Следующий этап - когда журналисты приклеили Проханову ярлык "соловей Генштаба", когда Проханов гнал афганские репортажи. К этим репортажам, по-моему, читатели интеллигентные всерьез не относились, примерно предполагая, что происходит в Афганистане на самом деле и как люди делают литературные карьеры.
Алексей Цветков-младший:
- Я близок к Александру Андреевичу скорее по настроениям, чем по взглядам, а это порой важнее, особенно для литературы. У Проханова есть верхняя, имперская часть, которая видна над столом в его кабинете, и подстольная: революционные ноги пляшут под столом. С верхней частью ясно - русская державность, советский милитаризм, ортодоксальное православие, но нижняя непременно выкидывает какое-нибудь коленце, возможно, тут генетически слышны сектантские предки Проханова - "духовные христиане".
Пример: когда НТВ показывает его, заранее всем понятно, что он сейчас скажет по любому вопросу, и никто не тревожится, но вот НТВ зовет на банкет группу Сергея Калугина, играющего нордический рок, и Калугин поет стихи Проханова про атаку, окопы, Сталина - у новых русских буржуа в зале угощение застряло в горле - вот проявление нижней, пляшущей под столом, части Проханова.
Если от редактора "Завтра" осталась только верхняя, умопостигаемая часть, он был бы всего лишь апостолом советской ностальгии и при путинизме отлично бы устроился. Что Проханов сделал вместо этого?
Дал в своей газете постоянную трибуну Гейдару Джемалю, главному нашему исламскому революционеру, заинтересовался антиглобализмом, поддержал арестованного Лимонова - это и есть танец его революционных ног, не дающих покоя имперской голове. Надеюсь, в новой книге Александра Андреевича слышны не только размышления осторожной головы, но и бесстрашный танец ног, как это было в романе "Красно-коричневый", где помимо внешней, довольно мазохистской, морали, чувствуется упоение путчем 93-го. Проханова получается понять, только вспомнив, что националисты бывают от культуры и от политики. Проханов в отличие от многих своих друзей-генералов националист именно от культуры, от своего родного псковского космоса, который он насквозь знает.