В МОСКОВСКОЙ галерее "Файн Арт" семидесятилетие шведского поэта Тумаса Транстремера отмечалось удивительным мероприятием "Росчерки огня". Как бы это мероприятие ни классифицировать - как иллюстрированный литературный вечер или как вернисаж с чтением стихов - но, как хотите, а текст плюс картинки все равно образуют книгу. Хотя сам художник Игорь Вулох на книжной форме вовсе не настаивает, для него она - "следствие, а не назначение рисунков", свою графическую серию к стихотворениям Транстремера в 1994 году он делал как самостоятельную станковую работу, и его листы вполне естественно чувствуют себя на стенах выставочного зала. И все же это очень книжные рисунки - по своему языку, по острой, лаконичной графической манере. Что же до соотношения их с текстом, то даже по тем немногим переводам, что были прочитаны на вечере поэтом Геннадием Айги и переводчицей Александрой Афиногеновой, становилось очевидно, что графика Вулоха совпадает с поэзией Транстремера абсолютно, полностью. Но это совпадение не конкретных деталей и даже не системы образов - это совпадение мироощущений, способов восприятия мира, представлений о его размерах, устройстве, освещенности. Именно во взаимодействии с поэзией Транстремера становится ясно, что графика Вулоха так же, как и его общепризнанно абстрактная живопись, вовсе не абстрактна; она изображает вполне конкретные вещи, но не вазу или яблоко, а поверхность, пространство, расстояние. Расстояние до чего, поверхность какого предмета - вопрос несущественный ни для художника Игоря Вулоха, ни для поэта Тумаса Транстремера:
Это не Африка.
Это не Европа.
Это нигде, это "здесь".
(Перевод Александры
Афиногеновой.)
Здесь или где бы то ни было - но первая личная встреча поэта и художника вполне определенно обозначила существование их общей книги. Теперь осталось только ее издать.