Учебная литература - это массовые, иногда миллионные, тиражи, стабильный, а в конце лета и начале осени - ажиотажный спрос. То есть - устойчивые и большие прибыли. Именно поэтому учебные издательства подвергаются откровенному пиратству и страдают от контрфакта. Берется добротно изданный учебник и передирается точь-в-точь (без указания издательства), продается, а прибыль делится (с типографией, "крышей" и т.п.).
По оценкам менеджеров издательства "Просвещение" до 30% продукции только этого издательства в последние годы выпускалось контрфактно. Десятки миллионов рублей уходили мимо бюджета - бандитам.
За дело решили взяться серьезно, и в июле Ассоциация держателей авторских прав совместно с Минпечати провели семинар для сотрудников правоохранительных органов, посвященный книжному контрфакту.
Совместно с сотрудниками 1-го МРОБЭП ЦО столицы была разработана спецоперация с целью выявления и пресечения распространения контрфактной продукции, каковая и была проведена в первую неделю сентября в разгар закупки учебной литературы. "Не вдаваясь в подробности оперативного мероприятия, - сообщил заместитель гендиректора "Просвещения" Вячеслав Юдин, - мы прошли по цепочке от продавца к оптовому поставщику, к издателю и типографии, где изготовлялись контрфактные тиражи". Тиражи делались серьезные (каждый учебник - не менее 20 тысяч экз.), да и типография - одна из крупных, московских.
В ходе операции у продавцов и оптовиков на книжной ярмарке в "Олимпийском" было изъято учебников на сумму более 600 тыс. рублей, что, конечно, ничтожно мало в сравнении с общим объемом контрфакта, но и цель преследовалась другая - выйти на издателя. Им оказался "контрфактор" Горяинов А.Т. Тут надо оговориться: наше законодательство не предусматривает ответственности типографии за изготовление незаконных тиражей (хотя все понимают, что типографии тоже "в доле"), достаточно представить издательскую лицензию - и печатай, что хочешь. Существует к тому же проект отмены лицензирования издательской деятельности вообще - чуть ли не с февраля будущего года. А это последний инструмент "сдерживания".
По итогам "операции", уже 11 сентября Мещанская межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело # 1904 в отношении Горяинова А.Т. по статье 146, пункт 1 ("незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб"). В процессе следствия, возможно, оно будет переквалифицировано на часть вторую (те же деяния, совершенные неоднократно, - "светит" до 5 лет), поскольку Горяинов А.Т. уже проходил по аналогичному делу в УБЭП Южного округа столицы. Правда, в прошлом году по каким-то причинам решение по делу было приостановлено.
С другой стороны, "контрафакторы" прекрасно разбираются в потребностях рынка, сразу нащупывают дефицит (например, в списке наиболее часто встречающихся контрфактных изданий "Просвещения" - почти 30 позиций: от рабочих тетрадей по математике для 1-го класса до "Русского языка" для 10-11-х). Правда, опыт показывает: нелегальные учебники ненамного уступают в цене настоящим, хотя ни один пиратский продукт, подвергшийся санитарно-гигиенической экспертизе, не был признан соответствующим нормам. Бумага там применяется газетная, краска с которой "переползает" на руки, печать и рисунки искажены - отчего портится зрение, такой "учебник" просто недолговечен.
Поэтому покупателям полезно знать основные признаки контрфактных учебников. Это отсутствие логотипа издательства (хотя встречаются и с логотипом), отсутствие указания на издателя вообще, газетная бумага, на которой учебники печатать запрещено, нечеткая печать и рисунки. Прежде чем покупать, внимательно пролистайте книгу.
Остается добавить, что это фактически первый успешный опыт наших правоохранительных органов по отлавливанию издателей-пиратов. Однако тот же Горяинов А.Т. вовсе не был немедленно брошен в кутузку. Из человеческих соображений: у него жена тяжело больна и нуждается в постоянном уходе.