Таллинский Александро-Невский кафедральный собор. Фото сайта orthodox.ee
Синод Русской православной церкви срочно собрался в четверг в дистанционном формате, чтобы отреагировать на ситуацию, в которой оказалась Таллинская митрополия. Накануне Рийгикогу, парламент Эстонии, принял в окончательном чтении закон, который может привести к запрету церковных общин русской традиции в балтийской стране.
Синоду РПЦ понадобились почти сутки, чтобы срочно, в дистанционном формате, собраться для обсуждения эстонского вопроса. Епископы приняли заявление, в котором законодательные новации в балтийской стране названы угрозой для существования местной централизованной организации и отдельных общин. Характерно, что в своем заявлении руководство Московского патриархата использует новое название митрополии – Эстонская православная христианская церковь (ЭПХЦ).
Ранее она называлась Эстонской православной церковью Московского патриархата (ЭПЦ МП), и смена наименования тоже происходила под давлением властей страны, которые требовали от духовенства отказа от любых связей с каноническим центром в России.
Церковь пошла на смену имени, но и это не спасает ее от перспективы быть ликвидированной. Рийгикогу в среду большинством голосов принял поправки к закону о церквах и приходах. 10 апреля председатель парламента Лаури Хуссар заявил, что направил президенту республики Алару Карису принятый ранее губительный для ЭПХЦ законопроект. От духовенства требуют не только разорвать формальные, административные связи с РПЦ, но и объявить о канонической независимости от Московского патриархата. Однако сделать это невозможно в связи с особым порядком подчинения, в соответствии с которым действует не только Московский патриархат, но и любая другая православная церковь.
Синод РПЦ заявил о полной поддержке духовенства ЭПХЦ «в условиях усиливающихся в отношении нее притеснений» и просил «хранить верность священным канонам». «Призываем международную общественность осудить факты насилия над совестью православных и незаконное вмешательство эстонских властей во внутренние дела Эстонской православной христианской церкви, что с очевидностью игнорирует международно принятые принципы религиозной свободы», – написали московские синодалы.
В свою очередь, эстонское духовенство обратилось к публике в день голосования в парламенте. «Позиции, прозвучавшие во время чтения закона, либо указывали на ограничение свободы вероисповедания, либо не видели этого, но апеллировали к вопросам безопасности, – говорится в пресс-сообщении ЭПХЦ. – Мы по-прежнему считаем, что это напрямую ограничивает нашу свободу вероисповедания. Мы попросим президента и канцлера права дать этому оценку, обратимся в международные организации, поскольку свобода вероисповедания является универсальной и затрагивает общемировые принципы». Эстонские священнослужители заявили, что не отказываются «от своих прав и принципов», и пообещали продолжить служение в своих приходах.
Тем не менее угроза ликвидации вполне реальна. Власти страны дали церкви, а также Пюхтицкому монастырю на отказ от РПЦ два месяца, которые отсчитываются от момента подписания закона президентом. Причем с женским монастырем в Пюхтицах проблема стоит особенно остро. Ведь обитель подчиняется непосредственно патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Поэтому монахини 9 апреля написали еще и свое, отдельное письмо, обращенное к властям и ко всем гражданам Эстонии. Это было уже третье обращение черниц. «Нам предлагают самовольно перейти в другую юрисдикцию – в Константинопольский патриархат. Предложение не учитывает тот факт, что смена юрисдикции – это вопрос внутренней церковной жизни, куда, согласно Конституции Эстонии, государство не должно и не может вмешиваться», – объяснили монахини.
А после того, как закон из парламента отправился на утверждение к президенту, настоятельница монастыря игуменья Филарета (Калачева) обратилась к главе государства. «Мы от всей души просим вас не провозглашать закон, который подрывает конституционные принципы и нарушает международные обязательства Эстонской Республики… Аргументы, представленные в поддержку закона, крайне неубедительны. Закон направлен против монахинь Пюхтицкого монастыря и не вызывает доверия с точки зрения легитимности ни в светском, ни в церковном мире», – приводит текст обращения портал национального гостелерадио ERR.
Угроза существованию общин русской духовной традиции в Эстонии имеет вполне материальное измерение. «Если суд примет решение о прекращении деятельности церкви или прихода, организация будет удалена из регистра... Самой церкви как юридического лица больше не будет. Более того, если церковь будет ликвидирована, все ее имущество перейдет государству, а уже государство будет решать, что с этим делать», – пояснил лидер социал-демократов в Рийгикогу Лаури Ляэнеметс. Именно этот политик, будучи министром внутренних дел Эстонии, некогда инициировал кампанию против бывшей ЭПЦ МП. В апреле 2024 года он предлагал объявить Московский патриархат террористической организацией, утверждая, что подчиненное РПЦ духовенство угрожает национальной безопасности балтийской страны.