На фото раввины Казани и Набережных Челнов. Фото предоставлены пресс-службой РЕК
Российский еврейский конгресс вечером во вторник провел благотворительное мероприятие под названием «пре-Пурим». То есть это такая подготовка в Пуриму – иудейскому празднику в память о торжестве над антисемитами в древней Персии. В отличие от настоящего Пурима в пре-Пурим московский еврейский бомонд не злоупотреблял алкоголем, а занимался делом. Собирали средства на строительство синагоги в Набережных Челнах.
В отличие от столицы Татарстана Казани, где синагога - историческая, она построена в начале XX века, в Набережных Челнах молитвенного дома быть не могло. Потому что город, который несколько лет назывался Брежневым, и построен был во времена Леонида Ильича. Город появился ради автогиганта КАМАЗа. Но евреи, разумеется, в насквозь советском населенном пункте были – квалифицированные специалисты. Даже сам город Набережные Челны спроектировал Борис Рафаилович Рубаненко.
Об этом напомнил участникам преПурима мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. И много чего еще сказал о вкладе еврейских специалистов в появление города и автопроизводства. Вообще, пре-Пурим прошел с явственным татарстанским колоритом, с присутствием татарстанских гостей за столами и национальных татарских блюд - на столах.
Скажем, на сцену вышел известный еще из времен СССР юморист Борис Львович. Кажется, впервые за 40 лет он не пошутил о том, что Львович – это фамилия, а не отчество. Зато Борис Афроимович (на этот раз это отчество) вдруг заговорил с мэром Магдеевым на татарском языке. Оказалось, что Львович вырос в Казани. Он рассказал, что некогда евреям творческих профессий было очень плохо в Киеве, и многие оттуда перебрались в Татарскую АССР, где им было хорошо.
Вообще, на вечере много говорилось о Татарстане и, что удивительно, ни слова не было произнесено о «Слове пацана». Обычно без этого не обходится ни одно упоминание Татарии времен позднего СССР. Впрочем, ни у кого не было сомнения, что выходцы из Казани и Набережных Челнов, ныне уважаемые гости пре-Пурима, отлично помнят времена, о которых снят нашумевший сериал.
Еще раз отметим, что это не было традиционное празднование Пурима, потому что Пурим начинается в четверг вечером и продолжается весь световой день пятницы. Из традиционных признаков еврейского праздника был только пуримшпиль – театрализованное действо, которое рассказывает об исторических (возможно, и легендарных) событиях, что легли в основу Пурима.
Разумеется, и этот пуримшпиль тоже был нетрадиционным – с рэпом, юмором, до определенных пределов прозрачными намеками на современность и прочими выкрутасами. На сцене играли актеры театра «Шалом». В последние годы этот театр стал жутко модным среди московской интеллигенции, учреждение даже получило новую сцену в центре Москвы.
Беда только в том, что нет ничего более традиционного, чем стремление осовременить пуримшпиль. Этим занимаются все – от модных профессиональных театров до самодеятельных коллективов еврейских школ по всему миру, а евреи есть везде.
Кто я такой, чтобы советовать профессионалам? Но если бы я был человеком творческим, то поставил бы пуримшпиль в старинном иранском жанре «тазийе». Такие мистерии разыгрываются среди народа и повествуют о шиитском мученике имаме Хусейне. Не страшно, что во времена пуримских событий персы были не мусульманами, а огнепоклонниками. Но такой стиль хорошо бы передал дух Востока, лучше, чем московский рэп.
К тому же делать из сюжета пусть и о несостоявшемся, но геноциде в древней Персии комедию вовсе не обязательно. Да, на Пурим принято веселиться, но самое время напомнить о том, что страшные древние сказки об истреблениях народов становятся былью на Востоке в XXI веке, в наши дни.