0
350
Газета Вера и общество Печатная версия

24.12.2024 00:01:09

2. Никаб признан нежелательным в России

Обсуждение исламских правил в одежде происходило на фоне противодействия терроризму

Тэги: общество, религия, церковь, вера, дум, никаб, мусульманство, ислам


общество, религия, церковь, вера, дум, никаб, мусульманство, ислам Запрет никаба получился не совсем официальным и не всегда исполняемым. Фото РИА Новости

Связь нетрадиционной для России мусульманской одежды и угрозы религиозного экстремизма отметил в интервью 20 мая председатель Совета при президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества Валерий Фадеев. Ему оппонировал представитель Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ), муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Уже в июле к дискуссии подключился Муфтият Дагестана и вынес временный запрет на ношение никаба. Тема радикальной одежды, скрывающей лицо женщины, была поднята после террористических актов в подмосковном «Крокус Сити Холле» и Дагестане.

Валерий Фадеев обратил внимание на то, что среди приезжих мусульман получила распространение радикальная форма одежды, которая скрывает лицо женщины. Чиновник рассматривал эту тенденцию в рамках общей радикализации трудовых мигрантов, которые, по его мнению, «готовятся к чему-то нехорошему». Фадеев предложил запретить никаб.

Ильдар Аляутдинов ответил на это, что запрет может повредить отношениям с мусульманскими странами, и потребовал представить доказательства связи сокрытия лица мусульманками с экстремизмом. В июле к дискуссии подключился Муфтият Дагестана, потому что 23 июня в республике было совершено нападение террористов на церкви и синагоги. Однако совет богословов северокавказского объединения не смог обнаружить догматических оснований для вынесения фетвы по запрету никаба. Появление официального богословского заключения на первых порах пообещал муфтий Ахмет Абдулаев. Но на сайте религиозной организации было опубликовано «шариатское решение», где содержалась лишь рекомендация воздержаться от ношения закрывающей лицо накидки, потому что это вызывает опасения у окружающих. На основании этого заключения заместитель муфтия Абдулла Салимов заявил о временном запрете на спорный головной убор с пометкой «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения».

Одновременно делались попытки оформить запрет законодательно на федеральном уровне. Депутаты Госдумы от КПРФ направили правительству вопросы о возможности ограничения религиозной одежды, но из кабинета министров пришел отрицательный ответ в связи с опасениями «нарушения прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания». Затем вице-спикер нижней палаты парламента от партии «Новые люди» Владислав Даванков внес на рассмотрение коллег законопроект, в котором предлагалось предоставить полномочия региональным законодательным органам принимать решение о запрете ношения в общественных местах одежды, полностью или частично скрывающей лицо. Но и это предложение правительство рекомендовало доработать.

Позже раздражение некоторых общественных деятелей от этой темы сказалось на обсуждении еще одного казуса, связанного с мусульманской одеждой. В октябре региональное Министерство просвещения Владимирской области издало приказ, запрещающий посещать учебные заведения в нарядах, демонстрирующих религиозную принадлежность. В тексте документа были через запятую упомянуты хиджаб и никаб. Тогда на чиновников обрушились с критикой представители ДУМ РФ и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Чиновникам указывали, что не следовало отдельно указывать именно мусульманские понятия.

Дискуссии показали, что при определении госполитики в области регулирования духовной жизни надо обладать компетенцией в области исламской традиции. Ведь первоначальное значение слова «хиджаб» сводится к общему религиозному предписанию соблюдать скромность, хотя в быту стали употреблять это слово в конкретном значении головного платка, оставляющего открытым овал лица. Между тем названий разных моделей головных уборов множество, и никаб – лишь одно из них. Все вместе они подразумевают соответствие императиву блюсти скромность, а границы этого предписания определяются в разных культурных традициях мусульман действительно по-разному.


Читайте также


Власти Вьетнама берут под жесткий контроль интернет и гейминг

Власти Вьетнама берут под жесткий контроль интернет и гейминг

Данила Моисеев

Ограничение доступа во Всемирную паутину стало вопросом выживаемости Коммунистической партии

0
891
Нужна ли России многопартийность

Нужна ли России многопартийность

В актуальной ситуации возможность репрезентации социальных запросов снизилась

0
794
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
1397
Власти Грузии согласны на уступки Евросоюзу

Власти Грузии согласны на уступки Евросоюзу

Игорь Селезнёв

Оппозиция не получила нужной поддержки от Запада

0
1764

Другие новости