Марк Розовский исполняет песню про мальчика, сожженного в гетто. Фото предоставлено Российским еврейским конгрессом
Программа 10-й Недели памяти жертв Холокоста выстроена, как бы это сказать… Правильно, что ли… Начинается она не с пафосного масштабного мероприятия, а с камерного. Пафосным завершается. В огромном театре Станиславского и Немировича-Данченко 25 января предстоят награждение премией Российского еврейского конгресса и прочие торжественные дела. А вечером 18 января, когда Москву накрыла метель словно с первых страниц «Собачьего сердца», Неделя открылась в уютном театре «У Никитских ворот».
Слава богу, в фойе маленького театра мало пространства, нет возможности разместить большие билборды, на фоне которых гости охотно фотографируются, лицом и телом стараясь изобразить удачный look. Что греха таить, бывало такое: мемориальные события, посвященные самому страшному в истории геноциду, превращались в светское событие.
В тесном фойе у Никитских ворот не развернешься. Вся зрелищность здесь – на малой сцене театра. К памятному вечеру режиссер Марк Розовский подготовил специальную программу. Отрывки из постановок театра, мелодии, стихотворные строки, песни Высоцкого и Окуджавы.
Была, конечно, и официальная часть, выступления гостей. Чествовали Ивана Степановича Мартынушкина – ветерана Великой Отечественной войны. Он один из тех, кто освобождал узников концлагеря Аушвиц. Собственно, Международный день памяти жертв Холокоста установлен именно 27 января, в память о дне, когда в 1945 году советские войска ворвались в нацистский лагерь смерти.
А в этот четверг, когда ветеран поднялся на сцену театра «У Никитских ворот», ему как раз исполнилось ровно 100 лет. Никому из выступавших так не аплодировали, как Мартынушкину. Наверное, в зале сидели самые разные люди, с самыми разными убеждениями, но овации раздались, как по команде. Хотя никакой команды, конечно, не было.
Иван Степанович Мартынушкин был в центре всеобщего внимания и почитания. Фото предоставлено Российским еврейским конгрессом |
К слову, в этот день также исполнился год Кфиру Бибасу, самому маленькому из израильских заложников, остающихся в подземельях ХАМАСа. Этого не прозвучало на вечере, но для тех, кто следит за мировыми новостями, оно оказалось созвучным рассказу «Дети и смерть» Александра Гельмана, который прочитал со сцены народный артист РФ Михаил Филиппов. В небольшом лирическом фрагменте драматург вспоминает, как во время нацистской оккупации жил в гетто города Бершадь Винницкой области, и целую неделю провел рядом с телом умершей матери.
Впрочем, заместитель посла Израиля в Москве Юлия Рачински-Спиваков призвала не сравнивать трагедию 7 октября с Холокостом. 7 октября Израиль пережил катастрофу, но та Катастрофа – уникальна.
Тема детства и социальных катастроф, войн, смерти не сходила со сцены «У Никитских ворот». Главный режиссер театра Марк Розовский исполнил уже ставшие традиционными на таких событиях «Кихелех и земелех». Это музыкально-драматическая композиция на стихи еврейского поэта Моисея Тейфа в переводе Юнны Мориц:
Подбегает девочка,
Спрашивает тихо:
— Что такое земелех?
Что такое кихелех?
Объясняю девочке
Этих слов значенье:
Кихелех и земелех —
Вкусное печенье,
И любил когда-то
Есть печенье это
Мальчик мой, сожженный
В гитлеровском гетто.
Звучали и другие мощные поэтические строки, которые всегда слышишь и переживаешь, как в первый раз.
«Баллада о детстве» Высоцкого под аккомпанемент гитары.
И Бродский:
Заглянем в лицо трагедии. Увидим ее морщины,
ее горбоносый профиль, подбородок мужчины.
Услышим ее контральто с нотками чертовщины…
Вложим ей пальцы в рот с расшатанными цингою
клавишами, с воспаленным вольтовою дугою
небом, заплеванным пеплом родственников и пургою…
А в завершение вечера – видеоролик на большом экране. Сводный оркестр израильских музыкантов, числом более тысячи, в амфитеатре древней Кейсарии исполняет композицию «Домой» на слова ивритского поэта Эхуда Манора. «Верните их домой!» - призыв к мировому сообществу вернуть из плена террористов заложников, детей, женщин и мужчин. Смотришь на лица современников и видишь оркестры узников Аушвица, Яновского лагеря, жуткое «Танго смерти». И во всем этом слышится мольба: «Прекратите нас истреблять!»