Синод в Ватикане станет завершающим этапом трехлетних дискуссий о догматике. Фото Reuters
В среду в Ватикане стартовал первый этап Синода епископов, который продлится почти месяц – до 29 октября. Накануне совещания архиереев и мирян, в том числе и 82 женщин, 54 из которых впервые будут иметь право голоса, западные СМИ вышли с заголовками типа «Папа Франциск поддержал однополые браки» и «Понтифик не против женского священства».
То, что папа стремится реформировать церковное учение «согласно духу времени», уже ни для кого не секрет. Однако в последнее время некоторые заявления Франциска, а также действия ряда епископов разных поместных церквей вызывают тревогу у традиционалистов. Нынешний Синод – один из поворотных моментов в модернистских настроениях главы Ватикана, уверены те, кто придерживается более консервативных взглядов на западно-христианскую догматику.
Именно поэтому начиная с середины лета несколько кардиналов решили направить папе специальный документ – dubium (от латинского – сомнение), – в котором потребовали от лидера Католической церкви четких ответов на свои вопросы. Папа требованиями пренебрег и ответил пространно, что не удовлетворило прелатов. Они повторно направили «сомнения», на которые папа Римский ответил лишь в начале октября перед открытием Синода.
Dubium, который подписали пять кардиналов на пенсии – Вальтер Брандмюллер, Рэймонд Берк, Джозеф Чень, Хуан Сандоваль Иньигес и Роберт Сара, содержал пять пунктов. Однако наибольшие волнения в католическом мире вызвали папские ответы на два вопроса документа – о рукоположении женщин и по поводу распространяющейся практики благословения однополых пар. Кардиналы, напомним, требовали от папы только четкого «да» или «нет».
Вопрос о священстве женщин был сформулирован так: сохраняет ли свою силу учение Иоанна Павла II, выраженное в тексте Ordinatio sacerdotalis, в котором «в качестве истины окончательно утверждается невозможность посвящения женщин в священнический сан, так что это учение уже не подлежит изменению или свободному обсуждению пасторами и богословами». Но Бергольо, который не любит играть по правилам других, ответил неопределенно. «Святой Иоанн Павел II, говоря об окончательном суждении в отношении женского священства, никоим образом не наделял мужчин более высокой властью, – написал он. – Пока верные не осознают этого в достаточной мере, им будет сложно принять, что священниками могут быть только мужчины, и мы не сможем признать права женщин или необходимость их участия, разными способами, в управлении Церковью. С другой стороны, если быть точными, нужно признать, что до сих пор еще не была исчерпывающим образом развита ясная и авторитетная доктрина о точной природе «окончательного суждения».
Что касается благословения однополых пар, то и тут папа не сказал ни да, ни нет. Вернее, сказал «нет, но да». «Церковь имеет очень четкое понимание брака: исключительного, устойчивого и нерасторжимого союза мужчины и женщины, естественно открытого для продолжения рода. Только этот союз можно назвать браком. Другие формы союза реализуют его лишь «частично и аналогично», поэтому их нельзя назвать строго браком», – ответил папа. Однако «в наших отношениях с людьми мы не должны терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения». «Мы не можем быть судьями, которые только отрицают, отвергают и исключают», – заметил Франциск.
Что означают эти заявления, рассудит Синод. Но решение будет принято лишь в следующем году, на второй сессии ассамблеи. Впрочем, как бы папа ни ратовал за синодальность и соборность, пока по канонам церкви он единственный, кто принимает окончательные решения.