Простые верующие оказались более упорными, чем духовенство, в попытках отстоять монахов Киево-Печерской лавры. Фото Reuters
Поздно вечером 29 марта истек срок, предоставленный властями Украины для того, чтобы священноначалие, духовенство и монашествующие Украинской православной церкви (УПЦ) покинули помещения Киево-Печерской лавры. Публика ожидала хоть какого-то сопротивления со стороны представителей УПЦ, прогнозировали даже силовой исход событий, однако ничего подобного не произошло.
По предписанию Министерства культуры Украины и руководства заповедника Киево-Печерская лавра, уйти из обители духовенство и монахи Украинской православной церкви должны до 23.59. А уже 30 марта в монастыре начнет работать комиссия по приему-передаче имущества. С самого утра среды, несмотря на холод и снег, тысячи верующих пришли в лавру. Наблюдатели опасались, что в Киеве произойдет примерно то же, что случилось 28 марта с последним храмом УПЦ в Ивано-Франковске.
Тогда активисты выломали двери церкви, распылили слезоточивый газ и выволокли священнослужителя на улицу. Однако на момент сдачи номера в печать в Киево-Печерской лавре было тихо.
Впрочем, в УПЦ еще утром выразили уверенность, что никто насильно отбирать монастырь не станет. «Никакого выдворения ни 29-го, ни 30-го, ни 31-го, ни в другое время не может быть, потому что нет никаких юридических оснований для того, чтобы монахи выселялись из Киево-Печерской лавры», – заявил председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря). Он также добавил, что «для работы комиссии должно быть соответствующее решение суда, которого на данный момент нет, а это значит, что юридических оснований для работы комиссии тоже нет». При этом известно, что часть насельников все-таки уже покинула стены обители.
Вялая битва за лавру началась в начале года, когда духовенству УПЦ запретили служить в двух храмах обители – Успенском и Трапезном. 10 марта священнослужителей поставили перед фактом разрыва долгосрочной аренды всех помещений монастыря. Наместник лавры митрополит Павел (Лебедь) до последнего дня утверждал, что монахи не собираются покидать помещения, и заверил, что насельники «намерены стоять до последнего», во всяком случае, до окончания судебного разбирательства с заповедником. Адвокат Киево-Печерской лавры протоиерей Никита Чекман 23 марта подал в Хозяйственный суд Киева иск о недопустимости расторжения договора аренды в одностороннем порядке. Однако, считает юрист, дело намеренно пытаются затянуть: первый судья, которому поручили рассматривать эту тяжбу, взял самоотвод, второй внезапно заболел. Сейчас назначен третий, однако уверенности, что он возьмется за дело, нет.
Все последние дни министр культуры Александр Ткаченко в интервью различным СМИ мечтал, как после ухода монахов в обители будут обустраивать выставочные залы, проводить культурные акции и концерты. В то же время он не отрицал и того, что какая-то часть монашествующих может здесь проживать. Но принадлежать они должны не УПЦ, которую власти обвиняют в связях с Русской православной церковью, а Православной церкви Украины (ПЦУ). Последняя 28 марта провела заседание Синода, в ходе которого было объявлено о создании новой религиозной организации – Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Православной церкви Украины. Синодалы во главе с митрополитом Епифанием (Думенко) направили властям Украины просьбы о сохранении в обители монашеской жизни и «непрерывности совершения богослужений» духовенством ПЦУ.
Об этом же самом пытались попросить Владимира Зеленского и архиереи УПЦ 20 марта после заседания своего Синода. Однако президент Украины не захотел встречаться с главой УПЦ митрополитом Онуфрием (Березовским) и членами епископского собрания. Священноначалие УПЦ, в свою очередь, отказалось передавать обращение Зеленскому через сотрудников его аппарата и опубликовало его на своем официальном сайте.
Не помогли УПЦ и заявления глав различных религиозных организаций мира, обращенных как к властям Украины, так и международному сообществу. Просьбы папы Римского Франциска, генсека Всемирного совета церквей Джерри Пиллея, а также Грузинского, Антиохийского и Сербского патриархов, главы Православной церкви Америки и ряда архиереев из разных поместных церквей официальный Киев словно не заметил. Правда, свои воззвания православные иерархи направили в последние дни обозначенного пребывания монашествующих в лавре, а большинство из них – и вовсе 29 марта.
Отсутствие активных действий священноначалия УПЦ член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько связывает с нежеланием «становиться мучениками». «Складывается впечатление, что они решили сдать лавру без боя», – рассказал эксперт «НГ». «В одном из недавних интервью митрополит Павел (Лебедь) сетовал не столько на то, что ему приходится уходить из лавры, сколько на то, что им дали слишком мало времени, чтобы вывезти все принадлежавшее им имущество. Да и сама позиция верхушки УПЦ, когда они пришли и два часа ждали у офиса президента, когда они постоянно выражают лояльность украинскому государству, которое фактически обрекло их на уничтожение, непонятна. Ее можно объяснить только страхом, который парализует их деятельность. Они боятся физической расправы», – заметил политолог.
«Митрополиты либо все-таки тихо перейдут в ПЦУ на каких-то договорных условиях с сильным понижением своего статуса, либо же просто удалятся от дел в собственные особняки», – считает политолог. «Киево-Печерскую лавру точно заберут, в этом можно быть уверенным на 100%. Далее по плану у властей забрать Почаевскую лавру. А далее – полное уничтожение УПЦ как структуры», – заключил Безпалько.
В 17.30 на сайте ПЦУ появилось объявление: «Архимандрит УПЦ Авраамий (Лотыш), бывший до этого членом Духовного Собора киевской лавры, обратился к митрополиту Епифанию (Думенко) с просьбой утвердить его в числе «братии» монастыря, но уже под эгидой ПЦУ. Думенко удовлетворил его просьбу и назначил Авраамия «исполнять обязанности наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры в составе Православной церкви Украины».