Наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу (Лебедю) в главных соборах обители осталось служить совсем мало. Кадр из видео с канала «Киево-Печерская лавра» на YouTube
Своеобразный новогодний антиподарок подготовили духовенству Украинской православной церкви (УПЦ): с 1 января им запрещено проводить богослужения на территории Верхней Киево-Печерской лавры – в Трапезном храме и Успенском соборе. Наместник монастыря обратился к президенту страны с просьбой не прогонять верующих из обители. В Москве же уверены: никакие воззвания священноначалия УПЦ к власти не будут иметь эффекта.
Киево-Печерская лавра – древнейший монастырь на территории современной Украины, который был построен в XI веке и который называют третьим уделом Богородицы. В ведении УПЦ с 2013 года и на 50 последующих лет находится Нижняя лавра. Верхняя же принадлежит Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику, у которого УПЦ лишь арендовала храмы, в том числе и главный – Успенский собор.
«Уже 1 января мы не имеем права переступать пороги Трапезного и Успенского соборов. Нас никто не известил письменно хотя бы за месяц, у нас на руках долгосрочные договоры аренды», – с такими словами обратился 26 декабря наместник обители митрополит Павел (Лебедь) к президенту Украины Владимиру Зеленскому. «Мы знаем вас как человека справедливого, но рядом с вами есть люди, которые поступают недостойно: забирают святыни, учиняют распри, вешают замки на храмы. И сегодня эти люди уничтожают веру для того, чтобы посеять атеизм, неправду, изменить взгляды людей на жизнь и оторвать их от истинного корня – церкви Христовой. Мы обращаемся к вам как к гаранту и просим вас дать людям молиться».
Архиерей подчеркнул, что продлевать договор имущественного найма с УПЦ отказался директор заповедника. Скорее всего это было сделано для того, чтобы «помочь» представителям Православной церкви Украины (ПЦУ) обосноваться в святых стенах. Напомним, что еще в начале декабря появилась информация о том, что лавра была зарегистрирована как монастырь в составе ПЦУ. Председатель Управления внешних церковных связей ПЦУ архиепископ Евстратий (Зоря) тогда уверял, что предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний (Думенко) теперь возглавляет монастырь как юридическое лицо. Спустя сутки глава Минкультуры Украины Александр Ткаченко опроверг это, заверив, что «о передаче Киево-Печерской лавры ПЦУ речи не идет».
20 декабря в Киеве состоялось заседание Синода УПЦ, в ходе которого архиереи предостерегли Зеленского от «войны против Бога». По мнению священноначалия, власти Украины используют против Украинской православной церкви «методы тоталитаризма», и это может привести к «самоуничтожению» украинского государства. С конца ноября Служба безопасности Украины проводит обыски в храмах УПЦ по всей стране, нескольким иерархам предъявлены обвинения в госизмене, открыто более 50 уголовных дел против священников УПЦ. Помимо этого Зеленским было поручено внести в парламент законопроект о запрете религиозных организаций, «аффилированных с центрами влияния в РФ». 1 декабря он подписал указ о введении санкций против ряда православных иерархов, в том числе и самого наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.
Президент на мольбы представителей УПЦ пока никак не реагирует. В Русской православной церкви этому молчанию не удивлены. По мнению зампредседателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе, «среди украинских властей доминирует та группа, которая выступает за дальнейшую дискриминацию и попрание прав украинских православных». Впрочем, в Москве тонко намекнули, что такая ситуация сложилась в том числе и из-за того, что УПЦ в одностороннем порядке решила порвать все связи с Московским патриархатом. В мае Собор в киевском монастыре Феофания постановил убрать из церковного устава упоминания о единстве РПЦ, а в ноябре епископы решили восстановить мироварение в Киеве, что считается признаком автокефальной церкви. В середине декабря предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) объявил, что вышел из состава Синода РПЦ. «В силу той атмосферы, которую создает власть вокруг Украинской церкви, любые международные контакты этой церкви, в том числе контакты с Русской православной церковью, могут использоваться специальными службами для очередных задержаний, похищений и помещения под стражу», – заявил Кипшидзе. 27 декабря стало известно, что Конституционный Суд Украины признал закон о насильственном переименовании духовных организаций, чей центр находится вне страны и который напрямую пока касается УПЦ, принятый Верховной Радой еще в 2018 году, «соответствующим Конституции Украины».