И.о. генсека Всемирного совета церквей Иоанн Саука (справа) отказался от предложений порвать с Московским патриархатом. Фото с сайта www.oikoumene.org
Патриарх Кирилл несколькими странами был объявлен персоной нон грата из-за того, что якобы поддерживает специальную военную операцию (СВО) в Украине. При этом союзникам Московского патриархата в Европе удалось, пусть и временно, отстоять главу РПЦ от попадания в санкционный список Евросоюза.
Первым государством, которое решилось наложить санкции на патриарха Кирилла, стала Великобритания. Это произошло в середине июня. Меры подразумевают замораживание активов в британской юрисдикции, а также запрет на въезд в страну. Незадолго до этого, в конце апреля, внести имя главы РПЦ в черный список ЕС предлагала Литва. Европарламентарии были готовы это сделать, но вмешался Будапешт. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в мае заявил, что не поддерживает действия, направленные против религиозных лидеров. Венгрия дважды спасала патриарха Кирилла от санкционного списка Брюсселя. Второй раз это произошло в сентябре.
Не дождавшись появления имени Кирилла в антироссийских списках, Литва в конце июня в одностороннем порядке запретила ему въезд на свою территорию. 8 июля глава РПЦ попал в черный список канадского правительства. В сентябре возможность санкций против патриарха Московского и еще 200 россиян, поддерживающих СВО, рассматривалась в Палате представителей США, однако Сенат до сих пор не принял решения.
Патриарх Кирилл в ноябре рассказал, что его не пускают в некоторые страны. «Возникает вопрос: почему? Во время холодной войны еще меньше было согласия между США и Советским Союзом, но контакты не ограничивали, в том числе и по линии христианских связей: наши делегации приезжали в США, американцы приезжали к нам, мы обсуждали как богословские, так и политические темы. Если они правы, а я не прав, пригласите на телевидение, вступите со мной в диалог, докажите свою правоту. Они боятся этого, потому что правота на нашей стороне, а не на их. У них очень слабая позиция – вообще позиция изоляционизма всегда слаба. А мы открыты к общению и с теми, кто нас любит, и с теми, кто нас не любит», – заявил глава РПЦ. «Некоторые политические силы на Западе, занявшие радикальную антироссийскую позицию, целенаправленно стремятся затруднить деятельность Московского патриархата на международном уровне, лишить его права голоса и возможности свидетельствовать в мире», – добавил он.
Не только политики ополчились против главы РПЦ. Подвергнуть его санкциям хотели и некоторые представители христианского сообщества. В июне разгорелись дискуссии об исключении патриарха Кирилла и РПЦ из Всемирного совета церквей (ВСЦ). Центральный комитет этой международной экуменической организации во главе с и.о. генереального секретаря ВСЦ протоиереем Иоанном Саукой заверил, что члены сообщества не будут отказываться от общения с РПЦ, поскольку подобная «воинственная политика не принесет пользы». После этого Саука даже посетил Москву.