Cлужба безопасности Украины выискивает оружие, лазутчиков и идеи «русского мира» в Киево-Печерской лавре. Фото Reuters
Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила о проведенных совместно с полицией и Нацгвардией обысках в Киево-Печерской лавре и еще нескольких монастырях утром во вторник. В РПЦ назвали эти рейды «акцией устрашения». Одна из обителей напрямую подчиняется патриарху Московскому и всея Руси. Объясняя «противодиверсионные мероприятия» в отношении монахов Украинской православной церкви (УПЦ), руководство страны прибегло к двум типам мотивации: популистско-идеологическому и контрразведывательному. Обращает на себя внимание, что обыски происходили на объекте, расположенном недалеко от офиса президента страны в Киеве, а также по соседству с украинско-белорусской границей. Все это происходит на фоне обсуждений версии российского наступления на Киев и запад Украины со стороны Белоруссии.
СБУ объяснила обыск на территории главной святыни страны стремлением не допустить «использования лавры как ячейки «русского мира». А главное, контрразведчики якобы проверяли «сигналы» неравнодушных граждан «об использовании помещений УПЦ для укрывательства диверсионно-разведывательных групп, иностранных граждан, хранения оружия». Также указывается защита населения от предполагаемых «провокаций и террористических актов».
Хотя УПЦ еще в мае объявила о независимости от Московского патриархата, в РПЦ не оставили происшедшее без внимания. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда написал в соцсети: «Как и многие другие случаи преследования верующих на Украине с 2014 года, эта акция устрашения верующих практически наверняка останется без внимания тех, кто называет себя международным правозащитным сообществом». «В условиях эскалации конфликта злоба выплескивается на тех, кто беззащитен и виновен уж тем, что поклоняется тем же святым, совершает богослужение на том же общем древнем языке, что и церковь, провозглашенная «вражеской», – высказался представитель РПЦ, косвенно подтвердив признание фактической независимости УПЦ. Общие только церковнославянский язык и святые, а административное руководство – порознь.
«Украинская сторона давно воюет с Русской православной церковью. Я бы сказал, что это можно рассматривать как очередное звено в цепи вот этих военных действий против русского православия», – сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков журналистам во вторник, комментируя по их просьбе проведенные СБУ обыски. То есть чиновник, в отличие от представителя церкви, не разделяет РПЦ и УПЦ, несмотря на декларацию украинцев об автономии.
В тот же день появились сообщения о «контрразведывательных мероприятиях» СБУ еще на нескольких церковных объектах: в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре в Киеве, Свято-Троицком монастыре в городе Корец, женском монастыре в честь Волинской иконы Божией Матери в селе Серники Заречненского района и на территории Сарненской епархии УПЦ. Зверинецкий монастырь находится неподалеку от Киево-Печерского. На Корецкий монастырь стоит обратить особое внимание. Несмотря на то что обитель находится на западе Украины, она подчиняется даже не ставшей самостоятельной УПЦ, а Синоду РПЦ и патриарху Московскому. Это так называемый ставропигиальный монастырь, полностью автономный от местной епархии. Но монастырь – женский, что, вероятно, снижает его «стратегическое» значение в глазах спецслужбистов.
Вместе с тем три объекта интереса СБУ находятся в украинском Полесье – регионе, который граничит с Белоруссией. В последнее время появлялись сообщения, что украинское политическое и военное руководство опасается возможного наступления российских войск с территории соседней страны. По мнению авторов этих сообщений, Вооруженные силы РФ могут попытаться выдвинуться в направлении Киева и западных областей Белоруссии. Некоторые указывают, что наступление якобы может начаться со стороны Бреста. Ровненская область, где в монастырях проводит рейды СБУ, находится как раз между Брестской областью и украинской столицей. Можно предположить, что на фоне этих опасений монахи, монахини и священнослужители УПЦ попали в поле зрения контрразведчиков как потенциальные «диверсанты», которые готовят точки опоры для наступающих войск противника.
В той же логике могут развиваться подозрения в отношении Киево-Печерской лавры. Она располагается в центре украинской столицы. От стен обители до офиса президента – примерно 3 км. Впрочем, где-то на предполагаемом пути «диверсантов в рясах» должен оказаться Свято-Введенский монастырь. Он тоже принадлежит УПЦ, но о каких-то контрразведывательных мероприятиях в отношении этой обители не слышно.
Если отбросить «военно-диверсионную» версию, которая вытекает из утверждений СБУ, как маловероятную, то остается исключительно идеологический мотив. За Киево-Печерскую лавру давно борется национально ориентированная Православная церковь Украины. По сообщению представителя ПЦУ, две недели назад в лавре уже проходила проверка. По ее результатам одного из священников отстранили от служения из-за жалобы, что в храме лавры исполнялась «песня, прославляющая Россию». Было опубликовано видео, на котором видно верующих, стоящих со спины, а также слышны звуки пения. Звучат строки ростовской поэтессы Нины Бородай из «Песни Пресвятой Богородицы», написанной в 2004 году и популярной в православной субкультуре России, Украины и Белоруссии.
Существует мнение, что ролик смонтирован, звук наложен на изображение, но СБУ открыла по этому поводу уголовное дело. Позднее выступил наместник лавры митрополит Павел (Лебедь) и уверял, что УПЦ не поддерживает Россию. Официальная версия руководства монастыря: прихожанки пели по собственной инициативе после богослужения, а священник отвлекся и не успел пресечь исполнение «пророссийской песни». Еще одно направление борьбы украинских контрразведчиков против УПЦ – подозрения в адрес митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких). Его подозревают в призывах к захвату государственной власти и нарушению границ Украины. Митрополит отверг все обвинения. СБУ ранее проводила обыски в жилище Елецких. У архиерея якобы нашли листовки с призывами помогать Вооруженным силам РФ. Однако епархия в Винницкой области, которой руководит Ионафан, расположена на значительном отдалении от местонахождения российских войск.
16 ноября президент Украины Владимир Зеленский провел пресс-конференцию, на которой ему был задан вопрос о «внутренних врагах» в лице священников УПЦ. Зеленский ответил, что со священнослужителей надо спрашивать, как и со всех остальных граждан, но только в рамках закона. Президент также высказался об усилении роли государственной структуры по регулированию отношений правительства с религиозными организациями. Сейчас Госслужба по этнополитике и свободе совести подчиняется кабинету министров через Министерство культуры.
Заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин считает, что действия украинских спецслужб в Киево-Печерской лавре нарушают принципы демократии и свободы совести. «Несмотря на то что президент Зеленский лично всегда высказывался очень толерантно по отношению к УПЦ, радикальное крыло власти фактически поставило православие вне закона, – заявил «НГ» религиовед. – Победили те силы во власти, которых устраивает только полностью подконтрольная поместная церковь Украины». Ликвидация УПЦ до сих пор не произошла только потому, что для этого надо было бы избавиться от половины своих сограждан, говорит эксперт.
«Но и такой раскол общества теперь устраивает СБУ и, видимо, офис Зеленского. Кроме того, реальных поводов для гонений на УПЦ нет», – считает Лункин. Глава УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский), по словам эксперта, активно поддерживает патриотический дух украинского общества и ВСУ. «Показательно в связи с этим, что найден ничтожный повод для обыска – песня про Русь, как будто теперь и сами украинцы отрицают историю Киевской Руси и свою славянскую общность. Отмена Руси и православия – это что-то новое в украинской политике, подчеркивающее драматизм ситуации», – сказал собеседник «НГ». «Выход политики нашли в переводе церкви на военное положение», – подвел итог эксперт.
Зеленский рассказал, что советники предлагают полностью запретить в Украине «структуры Моспатриархии». Они требуют от митрополита Онуфрия, чтобы он осудил священников УПЦ, которые остались служить на территории, занятой российскими войсками. Однако на днях Онуфрий ответил на эти обвинения, что такие священники «не коллаборанты», а подвижники, потому что не оставили верующих.
Между тем администрация Запорожской области, ставшей недавно регионом РФ, утверждает, что среди православных священников выявлены агенты СБУ. 18 ноября об этом сообщил ТАСС начальник отдела по религиозным организациям департамента социально-политических коммуникаций, информационной политики военно-гражданской администрации Запорожской области Артем Шарлай. Однако он не уточнил церковную юрисдикцию таких клириков, сказал лишь, что они выходцы с Западной Украины.