Фото Агентства «Москва»
Икона Андрея Рублева «Троица» в ночь на 17 июля была вывезена из Третьяковской галереи в подмосковную Троице-Сергиеву лавру, где пробудет до 18 июля в рамках торжеств в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. Искусствоведы опасаются, что перемещение погубит шедевр древнерусской иконописи, состояние которого оставляет желать лучшего. Однако раздаются голоса в пользу того, чтобы «Троица» навсегда осталась в монастыре.
Сейчас уникальное творение XV века находится в специальной витрине у алтаря Троицкого собора лавры. «Троица» находилась здесь с 1575 по 1917 год. После революции была передана на реставрацию, а затем на хранение в Третьяковскую галерею. Последний раз икона надолго покидала музей в 1941 году, когда ее эвакуировали в Новосибирск. В 2007 году памятник искусства возили в здание галереи на Крымском Валу, и произошло смещение проблемного куска доски.
Нынешнее перемещение иконы некоторые СМИ назвали «насильственным». Telegram-канал «Подъем» утверждает, что сотрудники музея выступали против вывоза иконы, опасаясь за ее состояние. Ходят слухи, что прошение РПЦ для вывоза произведения древнерусского искусства было подписано с нарушениями и под давлением. Интерфакс со ссылкой на пресс-службу музея сообщает, что «прошение руководства Русской православной церкви предоставить икону для богослужений в Свято-Троицкой Сергиевой лавре было удовлетворено после всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой».
Спор между РПЦ и сотрудниками Третьяковки по поводу рублевской «Троицы» тянется не один год. В 2008 году Московский патриархат напрямую обратился к музею с просьбой о разрешении использовать икону при праздничных богослужениях в Троице-Сергиевой лавре в день Троицы 7 июня 2009 года. Однако музейщики уже тогда настаивали: перевозка шедевра невозможна. Экстренно был созван экспертный совет, в который вошли ведущие искусствоведы и реставраторы. Все они в один голос заявляли, что при транспортировке шедевр погибнет, поскольку нуждается в особых условиях содержания – специальном температурном и влажностном режимах. Тогда же была написана характеристика, из которой следует, что «у «Троицы» наблюдаются хронические отставания грунта с красочным слоем, в основном на полях иконы», а «основной» проблемой памятника была названа «вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, которая случилась в результате разрыва первой и второй досок основы». 14 лет назад Московский патриархат, руководимый тогда Алексием II, жестко раскритиковав позицию музейного сообщества, настаивать, однако, не стал, и икона осталась в Третьяковской галерее. Сейчас же в РПЦ решили сменить тактику, и это принесло плоды.
Как только памятник культуры покинул здание музея, тут же раздались голоса за то, чтобы он и не возвращался. Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Сергей Пахомов заявил, что икона должна остаться в лавре. По мнению парламентария, уже сейчас в Троицком соборе созданы условия для комфортного пребывания «Троицы»: создан необходимый микроклимат, соблюдаются положенные ограничения, отсутствуют зажженные свечи и т.д. «Икона живет в храме. И она принесет стране в целом огромную пользу, находясь на своем месте», – заключил депутат. В Министерстве культуры, впрочем, заверили, что после завершения церковных торжеств икона будет перевезена обратно в Третьяковскую галерею, а для ее транспортировки была создана специальная климатическая витрина.