В послужном списке митрополита Илариона (Алфеева) немало откровенных неудач - вроде упущенной Московским патриархатом Украины. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС
Синод РПЦ на заседании во вторник покончил с двусмысленным положением церкви на фоне военной спецоперации в Украине. Не связанный больше обязательствами перед своими украинскими верующими, Московский патриархат приводит собственную конфигурацию в соответствие с пределами влияния Российского государства. Синодалы приняли революционные решения: сняли с поста председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополита Илариона (Алфеева), который отвечал в РПЦ за «пацифизм», и при этом усилили духовно-патриотическую составляющую церковной политики.
Заседание Синода прошло в блиц-режиме и завершилось сногсшибательными решениями. Прежде всего был лишен всех своих основных должностей митрополит Иларион. Кроме деятельности в качестве главного церковного дипломата Алфеев отвечал за богословие. Теперь он удаляется на кафедру митрополита Будапештского и Венгерского.
Ключевые посты в Московском патриархате Иларион занимает практически с того самого момента, когда взошел на престол патриарх Кирилл. До того Алфеев возглавлял Венско-Австрийскую епархию, в которую тогда входила Венгрия. Теперь вроде бы он получил лишь осколок даже того влияния, которым обладал до 2009 года. В журналах Синода ему не выразили благодарность «за понесенные труды» – есть такая традиционная фигура речи у церковной бюрократии. А ведь долгое время его считали наиболее вероятным преемником патриарха Кирилла.
Стоит напомнить, что незадолго до начала специальной военной операции РФ в Украине Иларион говорил: «Я лично боюсь войны. И считаю, что мы должны сделать все для того, чтобы войны не было, – ни большой, ни маленькой, ни войны мировой, ни войны локальной. Есть очень много сил, которые хотят втянуть нас в какую-нибудь войну, причем они есть не только за пределами нашей страны, но и внутри нее. Есть те, которым хочется бряцать оружием, которые говорят: мол, мы непобедимы, несокрушимы, мы дадим отпор любому врагу». В марте он неожиданно стал оправдывать Григория Распутина. «Распутин был горячим противником вступления России в войну. И он предупреждал царя о том, что если Россия вступит в войну, то это грозит всей стране катастрофическими последствиями. Царь его не послушал, Россия вступила в войну. Россия имела все шансы победить военными средствами, но в ход истории вступили другие факторы. И в итоге мы потеряли не только часть российских земель, но потеряли Россию как таковую», – утверждал митрополит.
Однако «удаление» Илариона в Венгрию вовсе не обязательно означает немилость патриарха или политических властей. Накануне Синода Алфеев побывал в Будапеште. Заметим, что именно власти Венгрии недавно не дали Евросоюзу объявить санкции против патриарха Кирилла в рамках шестого пакета. Возможно, так же как Венгрия выполняет роль латентного союзника России в ЕС, так и Иларион останется «человеком патриархии» в глубинах «русофобской» Европы, и для этого митрополит выводится из-под возможных ударов брюссельской бюрократии.
Отправляясь в Будапешт, некогда могущественный «госсекретарь Московской патриархии» не получил даже должность главы Патриаршего экзархата Западной Европы. Этот пост сохранили за митрополитом Антонием (Севрюком), который теперь будет возглавлять ОВЦС. Севрюк занял и место Алфеева среди постоянных членов Синода. Антоний в 2009 году стал личным секретарем патриарха через несколько дней после интронизации Кирилла. После этого священнослужитель, которому сейчас 37 лет, сделал головокружительную и стремительную карьеру, за короткий срок побывав на нескольких европейских кафедрах РПЦ.
Отказ от мягкой церковной силы отразился и на других решениях Синода от 7 июня. РПЦ своеобразно ответила на недавнее объявление независимости Украинской православной церковью – в основном голосами тех участников Собора УПЦ 27 мая, которые находятся на подконтрольной киевским властям территории страны. Долгое время, начиная с русской весны 2014 года, Московский патриархат сохранял показательную независимость от политической конъюнктуры и оставил три епархии Крыма в юрисдикции УПЦ.
Митрополит Антоний (Севрюк) не понаслышке знаком с европейскими реалиями. Фото с сайта www.ioannpr.ru |
Наконец, Синод в каком-то смысле повернул историю вспять: восстановил должность протопресвитера военного и морского духовенства, упраздненную в 1918 году. Институт священников при армии и флоте существовал со времен Петра I и был встроен в систему управления империей. Главный военный священник был приравнен к генералу. Должность именно протопресвитера армии и флота появилась в 1890 году.
Внимание Синода к армейской тематике не удивляет. После начала спецоперации в Украине патриарх несколько раз посещал главный воинский храм в Кубинке, произносил там проповеди о важности военной службы. Именно эти проповеди стали основанием для призывов к санкциям против главы РПЦ, потому что он якобы «благословил» спецоперацию в Украине. «Церковь особенно молится и в мирное время, я уж не говорю о военном, о властях, которые несут основную ответственность за происходящее в стране, и о воинстве, от которого зависят свобода, независимость и благополучие нашего отечества», – заявил патриарх накануне Дня Победы.
Взаимное притяжение РПЦ и Министерства обороны заметно и по другим признакам. Скажем, председатель синодальной комиссии по канонизации святых Московского патриархата епископ Троицкий Панкратий (Жердев) в конце мая рассказал, что министр обороны Сергей Шойгу обратился к священноначалию с предложением канонизировать генералиссимуса Александра Суворова. В РПЦ пообещали собирать материалы о возможных чудесах, которые совершались именем легендарного военачальника. Однако свои главные чудеса Суворов совершил на полях сражений, в том числе и в тех местах, где сегодня проходит спецоперация.
Таким образом, общая мобилизация российского общества затронула и Московский патриархат. Теперь патриарх Кирилл может с полным основанием сказать: «Крым наш!», а также утверждать, что священники РПЦ готовы «положить души за други своя» на настоящем боевом посту.