Фото Максима Григорьева/ТАСС
Утром 13 декабря на территории монастыря в Серпухове у православной гимназии прогремел взрыв. Подрывником оказался выпускник учебного заведения 18-летний Владислав Струженков. Несчастье случилось как раз в то время, когда в РПЦ звучат призывы распространить методы церковно-приходского воспитания на общеобразовательную школу.
Взрыв у входа в гимназию на территории Введенского Владычного женского монастыря раздался в 8.24 утра, когда учащиеся находились на утренней молитве. Очевидцы рассказывают, что Струженков, нагруженный объемным рюкзаком, вошел на территорию обители в 8.17 и некоторое время сидел на ступенях учебного заведения. После того как сработало самодельное взрывное устройство, он заполз внутрь помещения. Ему оторвало часть ноги. Позже в критическом состоянии он был доставлен в одну из больниц города.
По последним данным, ранено 13 учеников от 11 до 17 лет, 8 из них госпитализированы с различными осколочными ранениями, баротравмами и ожогами. Все пострадавшие учились в гимназии. Струженков в 2020 году выпустился из этого же учебного заведения. Сейчас называют несколько причин подрыва альма-матер. Одна из них – возможный конфликт бывшего ученика с монахинями и преподавателями. Якобы он подвергался буллингу. При этом соседи заверяют, что мальчик был спокойным и замкнутым. Жил с матерью, отчимом и двухлетней сестрой. По словам знакомых подростка, до 2019 года он был веселым шутником, однако в 10–11-м классе что-то случилось: Струженков вдруг перестал идти на контакт. Он не сдал ЕГЭ по обществознанию и набрал совсем немного баллов по другим предметам.
Еще одна версия случившегося – затяжная депрессия подростка и его увлечение пиротехникой. Telegram-канал Shot утверждает, что у подрывника была онкология. Диагноз ему якобы поставили еще в 2015 году. В октябре нынешнего года в военкомате он был признан негодным к службе в армии. Shot также выложил скан «антисуицидального контракта», который Струженков якобы заключил с психологом. В документе написано, что молодой человек «берет на себя обязательство сохранять свою жизнь и не причинять себе вреда до 1 января 2022 года» с припиской: «И чужими руками тоже». По оценкам психологов, с которыми в последние месяцы общался молодой человек, он был «вне себя» и «постепенно сходил с ума», утверждая, что «никому не нужен».
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту взрыва в обители. Следователи квалифицировали нападение как покушение на убийство и незаконный оборот взрывчатки.
В РПЦ заверили, что окажут помощь и всестороннее содействие пострадавшим. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал правоохранителей и власти города не допустить повторения трагедии. «Где бы ни происходили подобные нападения – они вызывают одинаковую скорбь, желание не допустить подобного в будущем. Церковь, в том числе в учебных заведениях, работает и с трудными подростками, у которых исковеркана жизнь», – в свою очередь, написал у себя в Telegram-канале председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
Получается, если Струженков оказался трудным подростком, хотя у него есть и мать, и отец, то церковное учебное заведение не справилось с педагогической задачей. В мае, комментируя стрельбу в школе в Казани, патриарх Кирилл заявил, что все это происходит от «недостатка религиозного воспитания», когда ученики «берут оружие в руки и идут убивать, назвав себя богами». Струженков богом себя не называл, представление об истинном Боге он должен был получить в гимназии. Буквально за пару дней до нынешней трагедии председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) предупредил в телеэфире, что «до тех пор, пока у нас будет расти поколение молодых людей, которые не получают в школе никаких сведений о религиозных традициях, кроме одного курса, который в четвертом классе ведут в течение одного часа в неделю, вот до тех пор, я думаю, у нас будут сохраняться и такие проблемы, и более серьезные проблемы, потому что до сих пор, несмотря на все усилия, предпринятые церковью, ни церковь, ни другие религиозные традиции не допускаются у нас в школы». Повод, который обсуждал митрополит, – ролик, в котором молодой хулиган прикуривает от свечи в храме.
В Серпухове обозначилась гораздо более серьезная проблема, чем видеохулиганство блогера. На этот раз атаковали твердыню духовно-нравственной педагогики. Так что трудно свалить на простое влияние интернета, хотя со стороны церковников такие попытки уже предпринимаются. Пострадавшая от взрыва православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского предлагает довольно серьезный курс обучения, не оставляющий возможности отвлекаться на посторонние занятия. На сайте учебного заведения можно ознакомиться с «Обязательными правилами гимназиста». Эти правила дают представление о по-монашески суровых методах воспитания. «Гимназисту надлежит проявлять уважение и внимание к своим наставникам – педагогам, слушаться их без пререканий, быть исполнительными и трудолюбивыми. В случае провинности – смиренно принять заслуженное наказание», – говорится там. Лейтмотив памятки – послушание и дисциплина.
На православные храмы неоднократно совершались нападения. С карабином или топором в руках нападают на верующих иногда душевнобольные, иногда экстремисты. Однако случай в Серпухове, вероятно, станет переломным, если будет доказано, что причиной агрессии Струженкова стали особенности воспитания, когда в основу педагогического метода положена монастырская аскетика. Впрочем, приводятся также свидетельства, что гимназия стала случайным местом, на котором он просто выместил свое раздражение из-за жизненных неурядиц. Однако многие обратили внимание на то, что целью молодого человека стало утреннее богослужение. Есть мнение, что иногда в стенах учебных заведений церкви это проникновенное общение человека с Богом превращается в тяжкую и постылую обязанность. Кроме того, в последние годы было немало случаев, когда на жестокость наставников и наставниц в рясах жаловались воспитанники монастырских приютов. Трудно себе представить, что еще должно случиться, чтобы прекратились попытки перенести домостроевские учительские повадки на миллионы учащихся общеобразовательных школ.
комментарии(0)