Фото freepik.com
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин заявил, что священник Иоанн Васильев «намеренно разжигает вражду между конфессиями в республике». Ранее стало известно, что преподаватель Казанской православной духовной семинарии Васильев, комментируя Коран, отметил, что в одном из хадисов праведный халиф Умар нарушил заповедь о подчинении пророку Мухаммеду.
«Настоящий смысл хадиса, который автор толкует как несогласие Умара с решением Пророка и выставляет чуть ли не как сенсацию, понятен любому, кто хоть сколько-нибудь изучал мусульманское богословие из уст в уста от ученых – методом, освященным многовековой традицией нашей религии. Никого «ломания копий» (по словам Васильева) у суннитских комментаторов этого хадиса нет и в помине. У мусульманских богословов могут быть разные трактовки хадиса и дискуссии о том, какое толкование сильнее и лучше раскрывает смысл – но эти разногласия по-прежнему находятся в русле научной традиции ислама. А сказать о комментаторах Сунны, что они «не говорят, по сути, ничего вразумительного» – это, извините, либо невежество, либо провокация. Неудивительно, что Васильев берет себе здесь в союзники шиитов. Все что угодно, лишь бы против суннитского ислама, распространенного в нашей республике. На войне все средства хороши?» – написал Самигуллин в своем Telegram-канале.
Как пояснил «НГ» профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев, нынешняя ситуация – «побочный эффект межрелигиозных диспутов». «Как я вижу, отец Иоанн здесь невольно включился в давний спор шиитов и суннитов. Тема болезненная, но обидеть он явно никого не хотел. Мне кажется, что этот вопрос исчерпан», – считает исламовед.
Московский патриархат заявляет о многовековой традиции мирного взаимодействия русского православия с мусульманами. 26 марта с.г. на заседании Высшего церковного совета патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «развитие отношений с исламским миром сегодня приобретает особую важность». Специально для этого в 2018 году был создан Экспертный совет по взаимодействию с исламом. На Синоде РПЦ 23–24 сентября с.г. утверждено Положение об этом Совете, а также определены его цели и задачи. По мнению главы РПЦ, межрелигиозное взаимодействие происходит не только в России, но и за рубежом. В пример он привел Нагорный Карабах. Однако в Закавказье мира как не было, так и нет.
Теперь выясняется, что дипломатической тонкости РПЦ не хватает и в родных пенатах. Возможно, еще и потому, что год назад ушел из жизни митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Свою церковную карьеру он посвятил служению в мусульманских регионах России и умел выстраивать отношения с исламскими народами. Нынешний казус в Казани показывает, что в межрелигиозном диалоге все решают кадры, а не постановления различных комиссий и заседаний.
комментарии(0)