Сергий Романов уже несколько месяцев находится в центре скандальных разбирательств. Фото РИА Новости
Следственный комитет возбудил уголовное дело об истязании детей в Среднеуральском монастыре, которым до сих пор самочинно руководит отлученный от церкви Сергий Романов. В обители факты жестокого обращения с несовершеннолетними опровергают. Пока не понятно, получит ли бывший схиигумен реальный тюремный срок или дело завели только для того, чтобы изгнать Романова из монастыря.
«По предварительным данным следствия, в период с 2004 по 2019 год неустановленные на данный момент лица, находясь на территории Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», расположенного в городе Среднеуральске, действуя умышленно, исходя из ложного понимания процесса воспитания несовершеннолетних, причиняли физические и психические страдания путем систематического нанесения побоев и совершения иных насильственных действий семерым детям. Противоправные действия в отношении четверых детей совершались в период проживания несовершеннолетних на территории монастыря без своих законных представителей, что стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения неустановленными должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своих обязанностей. В настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на тщательное установление всех обстоятельств произошедшего и привлечение к ответственности причастных к преступлениям лиц», – сообщил 6 октября сайт Следственного комитета РФ. Отмечается, что дело возбуждено по ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание), ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).
Сергий Романов уже имеет 13-летний опыт пребывания в тюрьме по уголовным обвинениям – за разбой с отягчающими обстоятельствами и хищение государственного имущества. После освобождения из мест заключения он был рукоположен в священнический сан. О том, что в построенном им монастыре периодически издевались над проживающими там несовершеннолетними, стали открыто говорить только летом этого года, когда священноначалие РПЦ запретило Романову совершать богослужения из-за его радикальных высказываний о пандемии, руководстве России и «мировом заговоре хасидов». Несмотря на последующие суды и извержение из сана, схимонах не успокоился и продолжал делать скандальные заявления. 10 сентября решением церковного суда Екатеринбургской епархии он был отлучен от церкви.
Вместе с опалой Романова встал вопрос о том, кому принадлежит территория, на которой расположена обитель. Сам бывший схимонах утверждал, что земля находится в аренде и не является собственностью Екатеринбургской епархии, которая якобы ни копейки не дала на строительство зданий в Среднеуральском монастыре. Епархия уверяла, что никаких частных участков там нет и вся территория вместе со строениями принадлежит РПЦ. Схимник заявил, что не намерен покидать монастырь. Вместе с ним за стенами обители остаются более 150 монахинь.
В монастыре неоднократно заявляли, что обвинения в издевательствах над детьми не имеют под собой оснований. Не поступали жалобы на истязание детей и в аппарат уполномоченного по правам ребенка. «Если бы у меня хоть какой-то намек на истязания в монастыре был, я бы, конечно, сообщил в правоохранительные органы. Ни со стороны родителей, ни со стороны детей в адрес уполномоченного обращений за те десять лет, пока мы работаем, у меня не было», – сообщил Интерфаксу во вторник детский омбудсмен региона Игорь Мороков. У следователей есть вопросы и к органам профилактики безнадзорности.
Это не первый скандал в связи с пребыванием несовершеннолетних в монастыре. В 2009–2010 годах в центре обсуждений оказался Свято-Боголюбский монастырь Владимирской и Суздальской епархии после того, как несколько воспитанников приюта пожаловались на издевательства со стороны опекающих их монахинь. Несмотря на то что по этому поводу было возбуждено уголовное дело, а приют был закрыт, духовник обители архимандрит Петр (Кучер) был лишь отправлен на покой (в июне с.г. он скончался от коронавирусной инфекции). В 2014 году об издевательствах над несовершеннолетними в Свято-Никольском Черноостровском монастыре под Малоярославцем рассказывали бывшие послушницы обители Регина Шамс и Мария Кикоть. В июле с.г. появились сведения о жестоком обращении с подопечными в детском приюте при Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы.
«Я приветствую, когда церковь заботится о детях, но предпочел бы, чтобы приюты для несовершеннолетних не были на территории обителей. Дети должны иметь право выбора своих предпочтений, в том числе и религиозных, и на них с малолетства не должно оказываться слишком большого духовного влияния», – заметил в беседе с «НГ» уполномоченный по правам человека в Российской Федерации с 2004 по 2014 год Владимир Лукин. В свое время он был причастен к расследованиям ситуации в приюте при Свято-Боголюбском монастыре. «То дело тогда предпочли замять. Поэтому сейчас я приветствую те проверки, которые проводит СК в Среднеуральском монастыре. Единственное, я хотел бы пожелать, чтобы это расследование было действительно независимым и лишенным аспектов, связанных с религией. Монастырь есть монастырь, там свои законы. Если по отношению к детям нарушено законодательство, то не важно, какая там исповедовалась религия, виновные должны быть наказаны независимо от того, к какому монастырю они принадлежат и принадлежат ли вообще к церкви», – заключил Лукин.
комментарии(0)