Митрополит Марк (Тужиков) не обделен наградами и вниманием губернского чиновничества. Фото с сайта www.вятская-епархия.рф
Митрополит Вятский и Слободской Марк (Тужиков) отверг церковный орден, которым его наградил патриарх Кирилл. Свой поступок он объяснил в письме, которое отправил главе РПЦ. Однако в патриаршей канцелярии письма не видели. Тем временем демарш архиерея замечен публикой и получил большой резонанс: священнослужителя сравнивают с Солженицыным, который вернул госнаграду Ельцину. РПЦ переживает турбулентный период, что нашло отражение в решениях недавнего Синода. Поступок митрополита Марка из единичного инцидента может перерасти в предвестие системной деструкции в РПЦ.
Сообщение на официальном сайте Вятской митрополии появилось еще 7 сентября, однако спустя несколько дней его заметили, и предположения о мотивах митрополита пошли гулять по соцсетям и блогам. Вот что сообщала пресс-служба епархии: «Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил с 25-летием архиерейской хиротонии митрополита Вятского и Слободского Марка. В связи с этим святейший патриарх решил представить митрополита Марка к ордену Преподобного Сергия Радонежского III степени. В свою очередь, владыка Марк поблагодарил патриарха за слова поздравления и внимание, но категорически отказался принимать награду, о чем в официальном письме сообщил свою позицию и решение на имя первосвятителя».
Содержание этого письма в пресс-службе Вятской митрополии отказались раскрывать «НГ». Епархиальных сотрудников можно понять: Синод 25 августа строго запретил священнослужителям и сотрудникам церковных учреждений разглашать информацию без разрешения правящего архиерея или патриарха. «НГ» обратилась за комментариями к и.о. руководителя патриаршей пресс-службы Владимиру Легойде, который сообщил лишь то, что письма митрополита Марка патриарху Кириллу не видел.
Поэтому о мотивах Тужикова можно только гадать. Митрополит уже имеет орден Сергия Радонежского II степени. Это более высокая церковная награда, чем тот же знак отличия III степени. Возможно, Марк ожидал повышения, а не понижения уровня признания и банально обиделся. «Реальные противоречия между большими начальниками в РПЦ составляют тайну, – сказал «НГ» руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. – О них можно только строить предположения. Демарш митрополита Марка впервые публично показал, что могут происходить конфликты главы епархии с самим патриархом.
Владыка Марк – человек независимый и решительный, единственный митрополит-байкер, был известен строгим отношением к рядовому духовенству. Жалобы в патриархию на него поступали из-за высоких поборов с приходов, из-за увольнения священников с приходов (после чего один умер, а другой покончил собой). Однако ни ковид-диссидентом, ни сторонником отлученного 10 сентября от церкви Сергия Романова Марк не был, а поэтому идеологическую подоплеку в этом деле предполагать сложно. Хотел ли Марк на покой на самом деле, о чем он подавал прошение, неизвестно».
«Реальная причина даже не в скромности награды, – продолжил эксперт. – Наиболее вероятно, что Марк полагает, что награждать его не за что и не нужно. Митрополит был вынужден призывать верующих не ходить на Великорецкий крестный ход, но силами священников и прихожан его провели. Договоренность с властями фактически означала запрет крестного хода, Марка критиковали чиновники на совещаниях по пандемии, а поддержки из патриархии, видимо, не было никакой. Реакция на скромный орден была в духе импульсивного байкерского характера Марка». «Патриархийная матрица выдержит такой сбой», – считает Лункин.
В карьере митрополита Марка обращает на себя внимание еще один интересный эпизод. В 2008 году его направили временно руководить Анадырской епархией, из которой был изгнан епископ Диомид (Дзюбан), восставший на патриарха Алексия II (Ридигера). По сообщениям СМИ, Тужиков усердно боролся с остатками Диомидовой «ереси», запретил в служении четырех непокорных священников. В конфликт были вовлечены правоохранительные органы.
«Ранее Солженицын отказался принять орден от Ельцина. С той поры не помню, кто еще отсылал награды назад своему (а не зарубежному) правителю», – написал в соцсети по этому поводу протодиакон Андрей Кураев. Аналогия заставляет задуматься о более серьезных последствиях происшедшего, нежели неприятное послевкусие от случайного всплеска митрополичьих эмоций.
Замечено, что в течение последних нескольких месяцев РПЦ охватывает все более ощутимая турбулентность. Эту тенденцию можно прочитать между строк журналов заседания Синода, которые прошли весной и летом. Эти и более ранние собрания епископов провели масштабные перестановки руководителей епархий и духовных учебных заведений. Если исключить смену патриаршего экзарха в Белоруссии, в этих кадровых решениях трудно найти очевидную целесообразность. Наиболее убедительным объяснением перестановок можно счесть поиски баланса разнообразных клановых интересов и обеспечение лояльности московскому руководству РПЦ. Сменились правящие архиереи Кубанской, Саратовской, Симбирской, Вологодской, Тверской, Череповецкой, Костанайской и многих других епархий, ректоры Московской, Сретенской, Рязанской духовных школ, наместники Троице-Сергиевой лавры и Донского монастыря. Перемены произошли и в финансово-хозяйственных подразделениях Московского патриархата. Отмечалось, что Синод скорее всего скопом принимал решения, заранее обдуманные патриархом Кириллом.
Митрополит Марк руководит Вятской и Слободской епархией начиная с 2012 года. Летняя кадровая «буря» обошла его стороной. Однако не исключается, что иерарх охвачен нехорошими предчувствиями в связи с 25-летием своего рукоположения в епископский сан. Кроме того, весной ему пришлось пережить внутренний конфликт, когда, в душе отвергая новшества, связанные с санитарными требованиями при пандемии коронавируса, он был вынужден отговаривать верующих от посещения храмов и Великорецкого крестного хода. Не исключено, что повышенная тревожность привела архиерея к решению не ждать покорно своей судьбы и послать патриарху предупреждающий сигнал.
комментарии(0)