Фото автора
Завтра Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объедет вокруг Москвы с одной из величайших православных святынь – образом Богоматери «Умиление», перед которым молился еще преподобный Серафим Саровский. Призыв главы РПЦ к верующим «усугубить в это время свои домашние молитвы», читать акафист Пресвятой Борогодице вместе с текстом специальной молитвы против «вредоносного поветрия» был растиражирован в группах в соцсетях и мессенджерах, объединяющих членов православных приходов. По преданию, именно икона Божьей Матери, облетевшая столицу на борту военного самолета в декабре 1941 года, чудесным образом остановила наступление немецко-фашистских войск. В этом контексте нынешняя инициатива Патриарха Кирилла тонко резонирует с заявлением еще одного влиятельного иерарха РПЦ - митрополита Псковского и Порховского Тихона, который назвал пандемию коронавируса Третьей мировой войной, где нам предстоит биться со злом так же, как когда-то дедам и отцам.
Синхронизированными выглядят и позиции двух иерархов по вопросу посещения церквей во время эпидемии. В своей воскресной проповеди Святейший Патриарх призвал воздержаться от посещения храмов в связи с распространением коронавируса, при том, что службы в них будут продолжаться. Обращение Патриарха выглядит осознанным и смелым шагом: он не мог не понимать, что окажется под давлением, в том числе, внутренним. В середине марта на сайте patriarchia.ru была опубликована инструкция, в которой при совершении таинств предписывалось отказаться от целования креста, использовать одноразовые стаканчики, дезинфицировать лжецы (ложечки для причастия) и киоты после прихожан. Но и такие, далеко не радикальные правила спровоцировали внутри церковного сообщества острые дискуссии на тему «можно ли заболеть в храме?» Некоторые «ревнители веры» посчитали саму постановку вопроса кощунственной. Но правы ли они? Те, кто говорит, что в храмах и монастырях невозможно заразиться, лгут. Они нечестивцы, потому что ложь - это нечестие. Это уже слова из воскресной проповеди митрополита Тихона, который также попросил верующих молиться дома вслед за Патриархом Кириллом.
Глава такой организации как РПЦ, путь и юридически «отделенной от государства», не может не принимать во внимание и общественно-политический контекст сложившейся ситуации. Можно или нельзя заболеть в Храме, это один вопрос, но что случится с человеком на пути туда и обратно? Ведь он не только подвергнется риску заражения, но и нарушит требования властей по самоизоляции, за что, возможно, ему будет грозить серьезная ответственность. Допустимо ли ставить верующего перед жестким выбором между церковным правилом и государственным законом? Наша страна уже жила в парадигме такого выбора, и ни к чему хорошему это не привело. Для Патриарха Кирилла, идеолога и последовательного приверженца «симфонии церкви и государства», этот очевидный путь к расколу общества, неприемлем. Похоже, именно для того, чтобы не допустить подобного развития событий, Святейший и принял на себя этот «крест ответственности», а вместе с ним персональные репутационные риски.
И действительно, информационная атака на Патриарха Кирилла не заставила себя ждать. К разнузданной травле руководства РПЦ, давно уже ведущейся украинскими блогерами, подключились так называемые политические администраторы из Телеграм-каналов. В том числе, топовый канал «Незыгарь», который эксперты приписывают то к администрации президента, то к одной из «силовых башен». В явной надежде поселить в умах православных читателей разброд и недоверие к руководству РПЦ, «Незыгарь» рассуждает об «административно-политическом ослаблении» Патриарха Кирилла, «усилении» митрополита Тихона, высчитывает, кто из них ближе к руководству страны. Кстати, этот же самый канал постоянно то «усиливает», то «ослабляет» и мэра Москвы Сергея Собянина, особенно после введения беспрецедентных противоэпидемиологических мер в столице. Почему же "политическим администраторам" так не нравятся меры против вируса, принимаемые мэром Москвы и главой РПЦ? Не может же быть, чтобы их авторы были заинтересованы в росте заболеваемости и смертности в России, как некоторые украинские блогеры, которые этого и не скрывают. Или просто «Незыгаря» и прочих авторов курируют люди, которых с советских времен учили, что стратегия «разделяй и властвуй» – самая эффективная?
В условиях самоизоляции роль интернета в жизни общества будет только возрастать. Но интернет не однороден. И политический Телеграм сегодня – это, как написал бы сам «Незыгарь», «кейс о расколе». К счастью, есть и «кейсы об объединении». Именно такие позитивные сценарии работы в интернете в условиях кризиса как раз и демонстрирует Церковь. Онлайн-проповеди помогают ей не оставить паству без духовной поддержки и помощи, а упомянутые ранее приходские группы и паблики в соцсетях и мессенджерах дают возможность обмениваться новостями и координировать участие в жизни прихода. Именно эти площадки рассматриваются руководством РПЦ в качестве основных каналов взаимодействия с паствой.
По информации нескольких источников «НГ» в Московской патриархии, в нынешнее время тяжелых испытаний Церковь не намерена ограничиваться духовной помощью. В ряде православных монастырей начата подготовка к массовому производству медицинских масок. Кроме того, руководство РПЦ приняло решение отказаться от масштабного проекта создания в Сергиевом Посаде «столицы Православия», который некоторые критики язвительно называли «православным Ватиканом». Средства, снятые с этого проекта, пойдут на закупки медицинского оборудования, лекарств и других жизненно необходимых в условиях эпидемии товаров.
Молитвы, помощь людям и позитивная информационная повестка – похоже, в ближайшее время именно эта «триада» станет ядром антикризисной объединительной стратегии Патриарха Кирилла.
комментарии(0)