Фото Kim Hong-Ji - Pool/Getty Images
Вопреки опасениям и ожиданиям многих папа Римский Франциск отказался от модернизации церковных канонов, разрешение на которые ему практически дал епископат. 12 февраля на официальном портале Святого престола было опубликовано папское увещевание «Возлюбленная Амазония», посвященное итогам Амазонского синода, который прошел в Ватикане с 6 по 27 октября 2019 года. Этого документа католическая общественность ждала с большим нетерпением. Дело в том, что в ходе трехнедельного епископского заседания на суд понтифика было выдвинуто несколько реформистских предложений. В частности — разрешить для амазонского региона рукополагать в священнический сан не только женатых мужчин, но и женщин. Эти идеи были негативно восприняты традиционалистами и вызвали большую критику как современного католицизма, так и личности самого папы Франциска.
Видимо, прислушавшись в гласу народа, понтифик решил не рисковать и написал увещевание в строго традиционном стиле с отсылками на учения предыдущих глав Ватикана — Бенедикта XVI и Иоанна Павла II. Так, папский документ состоит из четырех разделов, каждый из которых посвящен отдельной проблеме, поднятой на октябрьском синоде. Первая глава послания посвящена «социальной мечте» Амазонии, вторая — «культурной мечте», третья — «экологической мечте». Наиболее любопытен четвертый раздел, который папа Бергольо назвал «вечная мечта». Размышляя о церковном будущем региона, понтифик пришел к мысли, что необходимости отменять обет безбрачия (целибат) даже в условиях отсутствия нужного количества священников в регионе нет. Он обратился к духовенству, особенно латиноамериканскому, с призывом обратить свой взор на регион, и попросил «не только продвигать молитву о призваниях к священству, но и быть более щедрыми, направляя тех, у кого есть миссионерское призвание, дабы они выбрали Амазонию». Франциск также посоветовал делегировать некоторые обязанности служения «зрелым и ответственным мирянам». «Необходимо выявить то, что является специфическим именно для рукоположенного священства, то, что нельзя делегировать нерукоположенным служителям или диаконам» и то, что могут «исполнять диаконы, монашествующие, зрелые и ответственные миряне, наделенные авторитетом, в том числе женщины».
Кстати, женскому служению Франциск в тексте уделил особое внимание. В параграфе «Сила и дар женщины» он пишет: «В Амазонии есть сообщества, которые поддерживают друг друга и передают веру в течение долгого времени, без какого-либо священника, проходящего через эти части, даже в течение десятилетий. Это стало возможным благодаря присутствию сильных и щедрых женщин: женщины, которые крестили, катехизировали, учили молиться, были миссионерами, несомненно, призванными Духом Святым. На протяжении веков женщины сохраняли Церковь в этих местах с замечательной преданностью и горячей верой. Это предлагает нам расширить наше видение, чтобы не сводить наше понимание Церкви к функциональным структурам. Такой редукционизм привел бы нас к мысли, что женщины получат больше статуса и участия в Церкви, только если им будет предоставлен доступ к священному порядку. Но в действительности это видение ограничило бы перспективы, ориентировало нас на клерикализацию женщин, уменьшило бы большую ценность того, что они уже дали, и тонко привело к обнищанию их незаменимого вклада». Отказывая женщинам в рукоположении, понтифик тем не менее настаивает: «В Синодальной Церкви женщины, которые фактически играют центральную роль в амазонских общинах, должны иметь доступ к функциям, а также к церковным службам, которые не требуют священного сана».
«После того, как я поделился некоторыми мечтами, я призываю всех идти по конкретным стезям, которые позволяют трансформировать реальность Амазонки и освободить ее от зла, которое ее поражает»,— заключает Франциск.
комментарии(0)