Глава Бурятии и пандито хамбо-лама остались каждый при своем мнении насчет жизни в республике. Фото с сайта www.egov-buryatia.ru
У главы Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) пандито хамбо‑ламы Дамбы Аюшеева, согласно сообщениям анонимных Telegram‑каналов, якобы возникли трудности, когда он по приглашению президента Владимира Путина поехал из Бурятии в Москву на торжества в честь Дня народного единства. Проволочки бюрократического характера, с которыми вроде бы столкнулся Дамба Аюшеев по пути, в Бурятии связали с нестроениями, которые то и дело возникают между Аюшеевым и главой Бурятии Алексеем Цыденовым.
Первые ласточки конфронтации прилетели в 2017 году, после перевода Цыденова из Москвы в Бурятию (см. «НГР» от 04.04.18). После относительного затишья в августе с.г. Аюшеев в пику Цыденову поддержал на выборах мэра Улан‑Удэ кандидата от КПРФ Вячеслава Мархаева, члена Совета Федерации от Иркутской области. После проигрыша Мархаева в Улан‑Удэ с 9 по 12 сентября прошли митинги протеста, где от властей Бурятии требовали отменить итоги выборов мэра и депутатов горсовета. В митингах участвовали сторонники якутского шамана Александра Габышева (см. «НГР» от 01.10.19). Накала страстей на митингах добавили столкновения активистов с полицией и задержание Габышева. По информации бурятских СМИ, Аюшеев счел, что Цыденов допустил беспорядки, так как не вышел к протестующим, как они того требовали. На выборах мэра Улан‑Удэ, как передают источники в Бурятии, глава БТСР якобы голосовал за Мархаева, хотя до этого заявлял, что поддержит Игоря Шутенкова, кандидата от «Единой России».
В октябре Аюшеев попытался отлучить главу Бурятии от общения с альтернативной буддийской общиной республики. Поводов было несколько. Первый: посещение Цыденовым дацана «Ринпоче Багша» в окрестностях Улан‑Удэ. «Ринпоче Багша» – оппозиционный БТСР центр буддизма в Бурятии, руководимый тибетцем Еше Лодоем Ринпоче, бывшим преподавателем Университета буддизма в Бурятии. Дацан расположен в местности Лысая Гора. «Говорят, черти на Лысой Горе устроили шабаш. Там Цыденов любит угощать гостей. Если так, здесь уже раскол. Цыденова, когда он еще был врио главы Бурятии, я настоятельно просил, чтобы он на Лысую Гору не поднимался. И тут – на тебе», – написал глава БТСР в Facebook. Враждебный БТСР дацан недавно оказался в центре скандала. Несколько девушек сфотографировались в «Ринпоче Багша» в одном нижнем белье, прикрепив к спинам макеты ангельских крыльев. Эротическое фото вызвало скандал в буддийской общине России.
«Ринпоче Багша» – успешный коммерческий проект, – сказал «НГР» юрист из Улан‑Удэ Биликто Дугаров, советник главы БТСР по правовым вопросам. – С Лысой Горы открываются красивые виды, поэтому туда любят водить гостей Бурятии. В «Ринпоче Багша» есть ресторан, где регулярно устраивают банкеты, работают магазины буддийских товаров. В дацане делают фотосессии, селфи. Пандито хамбо‑лама возмущается, что Алексей Цыденов возит в ресторан на Лысой Горе официальных гостей Бурятии. Аюшеев считает, что буряты должны ходить к бурятским ламам. Наши учителя буддизма, считает глава сангхи, достигли высочайших степеней буддийского просветления. Когда к ламе‑тибетцу идет простой бурят, то это ладно, а когда глава Бурятии отдает предпочтение иностранному центру буддизма в ущерб буддизму бурятскому, то это уже оскорбление бурят‑буддистов. Сочетание дацана с индустрией развлечений – чужая для буддистов России традиция».
Второй повод для охлаждения отношений главы Бурятии с духовным лидером буддистов республики – вопрос финансирования БТСР властями Бурятии. Ближе к началу ноября Дамба Аюшеев заявил: БТСР в 2019 году получила 100 млн руб. помощи, а в этой сумме помощь от властей Бурятии составляет менее одной десятой части. «70 млн руб. выделены по распоряжению полпреда президента России на Дальнем Востоке Юрия Трутнева на закупку коров и бычков монгольской породы. 20 млн – это федеральные деньги, которые благодаря Русской православной церкви мы получаем теперь ежегодно», – написал глава БТСР в Facebook. Правительство Бурятии, указал далее глава БТСР, выделило лишь небольшую сумму в рамках целевого финансирования буддийского праздника «Посвящение Калачакры», который проходил в Бурятии в июле. Эти деньги, уточнил Аюшеев, были потрачены на обеспечение организационно‑технических мероприятий праздника, не связанных с нуждами буддийской общины региона. В своем Facebook Дамба Аюшеев упрекает Цыденова в том, что тот не оказал БТСР помощи в возрождении традиционного бурятского овцеводства и бурятских промыслов. Вместо этого, как указывает Аюшеев, Цыденов пообещал профинансировать из бюджета республики местную крупную текстильную компанию, имеющую представительства в Иркутской области и Забайкалье.
С развитием овцеводства и выработки товаров из овечьих шкур и шерсти в БТСР надеются решить проблему безработицы и социальной депрессии в бурятской глубинке. Во второй декаде ноября БТСР получила письмо от жителя Бурятии, который упрекнул сангху, что она конфликтует с главой Бурятии и вообще живет «сансарным» (мирским, обывательским. – «НГР») умом, вместо того чтобы духовно просвещать людей. БТСР опубликовала ответ авторства шэрээтэ (настоятеля) Сартул‑Гэгэтуйского дацана ламы Аркадия Чойдонова. «Куда ни глянь, все только и мечтают уехать из Бурятии. Завтра не то что в бурятской деревне, в Улан‑Удэ никого не останется! Почему уезжают? Нечем накормить детей, снарядить их в школу, нечем платить кредиты. Желание сангхи помочь исправить эту ситуацию называют сансарным умом? Просить 30 млн руб. для создания рабочих мест, для создания завода, куда овцеводы могут сдавать шерсть, – это сансарный ум?» – говорится в письме Чойдонова.
Дацан «Ринпоче Багша» представляет альтернативный традиционной сангхе центр буддизма, однако из-за красивых видов его охотно посещают туристы. Фото с сайта www.yeshe-lodoy-rinpoche.ru |
В своем письме лама Чойдонов говорит: нынешние молодые буряты не знают своего родного языка и культуры, а завтра могут стать боевиками запрещенных в России организаций, вроде «Исламского государства». «Минобраз в октябре блестяще провел месячник бурятского языка, прошла большая конференция и маленький круглый стол по бурятскому языку. Третий год правления Цыденова проходит хорошо, строим дороги, детсады, школы и другие социальные объекты. Что еще нам надо? А то, что из сел за два года выехали более 7 тыс. человек – это урбанизация. Очень жаль, что за три года я лично ничего дельного от Цыденова не услышал – как решать проблему бурятского языка и сохранить село. Ведь буддистам тяжело представить, как можно развивать буддизм без знания родного языка и без верующих сельчан», – написал в своем Facebook Дамба Аюшеев.
Вопрос сохранения и развития бурятского языка зависит от сохранения и развития бурятских народных промыслов – в частности, овцеводства, сказал «НГР» историк Николай Абаев, почетный доктор буддийской философии в Университете буддизма при Иволгинском дацане. «Многие слова и выражения в бурятском языке, бытовые и сакральные традиции происходят из традиционного быта бурят‑скотоводов. Многие века на территории Бурятии существовала кочевническая евразийская тюркско‑ойратская цивилизация. Развитие промыслов, прикладного искусства, возрождение традиций и языка в Бурятии могут происходить только в едином комплексе. А когда буряты вспомнят свои корни, тогда можно будет развивать дальше в республике туризм, буддийскую медицину и другое».
Трения главы буддистов Бурятии с Алексеем Цыденовым насчет того, что в республике не развивают должным образом бурятский язык, требуют внимательного рассмотрения, продолжает эксперт. «Бурятская этническая общность делится на субэтносы, у которых свои языки, традиции, культура. Алексей Цыденов по отцу хори‑бурят, хоринец. Язык хоринского субэтноса далеко не самый распространенный среди бурят, но в силу многих причин в советские годы был оформлен в виде единого бурятского литературного и государственного языка республики. Пандито хамбо‑лама принадлежит к южнобурятской группе. Южные буряты делятся на несколько племен, чей ареал обитания в Бурятии – от Гусиноозерска до границы с Монголией. Язык южных бурят более распространен, чем хоринский. В силу этнической близости с монгольским народом южные буряты и монголы без труда общаются друг с другом. С целью ликвидации угрозы буржуазного панмонголизма, который мог бы перерасти в пантюркизм, при Советской власти южных бурят специально оттеснили от власти, их язык объявили локальным диалектом. Алексей Цыденов вырос в русской среде, он с трудом общается даже на родном хоринском диалекте. Также есть отличный от хоринцев и южных бурят западнобурятский этнос, расселенный кроме Бурятии еще в Иркутской области и Забайкалье».
Хамбо‑лама Дамба Аюшеев считается духовным лидером всех буддистов России, уточняет Биликто Дугаров. «Из всех глав Республики Бурятия наилучшие отношения у него поначалу были с нынешним руководителем республики, Алексеем Цыденовым. Президент Бурятии в 1994–2007 годах Леонид Потапов, русский уроженец Бурятии и выходец из номенклатуры КПСС, всегда был настроен против главы БТСР и сангхи. При Потапове в Бурятии учредили параллельную БТСР сангху «Майдар» во главе с Федором Самаевым, который при поддержке Потапова провозгласил себя альтернативным хамбо‑ламой. Потапов также поддерживал против главы БТСР и Нимажала Илюхинова, который в 90‑х годах дружил с либеральными силами в Москве и обвинял главу БТСР в непочтении к авторитету далай‑ламы XIV. Против главы БТСР при Потапове были все силовые и правоохранительные органы республики. В 2007–2017 годах республикой руководил два срока уроженец Удмуртии Вячеслав Наговицын. Поначалу у Наговицына были неплохие отношения с сангхой. Но при Наговицыне особой помощи от федерального Центра для БТСР не было, к 2017 году отношения сангхи и Наговицына испортились. Алексей Цыденов, первый бурят на посту главы республики, после своего назначения в феврале 2017 года выстроил с БТСР рабочие и вполне дружественные отношения. При нем в БТСР пошла помощь из республиканского и федерального бюджетов. При поддержке властей Бурятии в июле с.г. мы провели «Посвящение Калачакры» – первый за историю современной Бурятии буддийский церемониал такого масштаба. На этот церемониал приехали в Бурятию буддисты со всего мира, включая личного представителя далай‑ламы».
Разъясняя картину происходящего в БТСР, Дугаров рассказал: когда он жил и работал в Москве в 2014–2016 годах, в московской буддийской среде ходили слухи, что администрация президента России якобы хочет слить буддийское духовенство Бурятии, Калмыкии и Тувы в единый Совет буддистов России. «Я слышал в разных кулуарных разговорах, что глава этого совета якобы будет представлять всех российских буддистов в Межрелигиозном совете при президенте страны. Таким образом, статус бурятского буддизма, БТСР и ее главы в России мог бы как снизиться, так и повыситься. БТСР объединяет буддистов от Петербурга до Дальнего Востока, на собрания БТСР в Улан‑Удэ ездят делегаты из Калмыкии и Тувы, Иволгинский дацан – признанный во всем мире центр российского буддизма».
Алексей Цыденов, похоже, не хочет доводить свои взаимоотношения с БТСР до открытого противостояния. На своей пресс‑конференции 13 ноября Цыденов сказал, что конфронтация с духовным лидером буддистов – не то дело, которым должен заниматься глава Бурятии. Цыденов пообещал БТСР, что вопрос с закупкой оборудования для переработки овчины, столь нужного сангхе, будет обязательно решен в 2020 году. Возможно, получив такой ответ политика, хамбо‑лама намерен остаток ноября посвятить духовным практикам.
комментарии(0)