Фото Владимира Ештокина / patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 ноября в храме Христа Спасителя вручил архиепископу Дубнинскому Иоанну (Реннето) патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских православных приходов русской традиции с Русской православной церковью. Также Иоанн (Реннето) был удостоен сана митрополита за «стояние в канонической истине» и «пастырские труды, приведшие к восстановлению церковного единства».
Во время торжественного богослужения глава Русской православной церкви в перечислении предстоятелей поместных церквей помимо Вселенского (Константинопольского) патриарха Варфоломея, евхаристическое общение с которым Московским патриархатом было разорвано еще в конце 2018 года из-за создания Православной церкви Украины (ПЦУ), в этот раз не назвал и имени главы Элладской православной церкви архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима II. Еще 29 октября стало известно, что греческий иерарх направил мирную грамоту главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко), таким образом официально признав эту структуру. Ранее Синод Московского патриархата предупредил, что прервет общение с теми иерархами Греции, которые признают «неканонические раскольничьи сообщества» Украины.
«Когда мы знаем, что пресекается общение между церквами из-за грубого нарушения канонов, в это время некоего канонического помрачения в сознании многих, просветляется каноническое сознание Русской православной церкви, нашедшей в себе силы преодолеть последнее разделение, порожденное гражданским нестроением в России начала века XX. И в этом мы видим руку Божию. Несомненно, Господь с нами. В это трудное время, когда не только мы должны оплакивать вновь разделение, но когда радость воссоединения помогает нам сознавать, что путь наш, исторический путь церкви в руках Божьих. И то, что сегодня по неведению, по забвению, по окаменелому нечувствию приходит в разделение, верим, что наступит момент, и как сегодня, мы сможем прославить Господа мудрым своим путем, ведущим к церкви к достижению полного единства», — подчеркнул патриарх Кирилл после литургии.
В ответном слове митрополит Иоанн (Реннето) заявил, что благодаря главе РПЦ у архиепископии появилась «возможность выжить, продолжить осуществлять свое миссионерское призвание во Франции и в Западной Европе» и пообещал, «что русские приходы Европы продолжат свою миссию, уважая местные христианские общины - наследницы других богословских и духовных традиций».
Отсутствие в церковном диптихе главы Элладской церкви заметили и члены делегации архиепископии, которые в начале ноября приехали в Москву вместе с Реннето. «Это боль для всех нас. Думаю, даже для патриарха Кирилла. Единственный выход из сложившейся ситуации я вижу в собрании всех поместных церквей и решении украинского вопроса», - сказал в разговоре с корреспондентом «НГ» секретарь совета архиепископии Николай Лопухин. «Я, например, за то, чтобы в Украине была своя автокефальная церковь, но я не поддерживаю те методы, которыми она была образована. И в этом большая вина патриарха Варфоломея и митрополита Эммануила Адамакиса. Последний разрушил нашу архиепископию, разрушил церковную стабильность в Украине при том, что его собственная митрополия находится в очень плачевном состоянии», - добавил он. Именно это, по мнению Николая Лопухина, и предопределило выбор юрисдикции Русской церкви, даже несмотря на то, у многих, перешедших под омофор Московского патриарха, до сих пор есть «настороженность» по отношению к Москве. «Многие не захотели пойти вслед за владыкой Иоанном только потому, что считали, что Русская церковь сегодня очень подвержена влиянию со стороны государства. Мы, конечно, не считаем, что Московский патриархат находится под властью Владимира Путина, однако не стоит забывать что когда-то мы страдали и от Путина, и от Российской Федерации, и от Русской церкви. У нас были суды, в ходе которых мы потеряли наш храм в Ницце и собор в Биаррице, были проблемы в Италии и в Англии. Это правда, и это не может просто так исчезнуть из нашей памяти. Поэтому пока мы очень осторожны, но другого выхода у нас не было. У нас были переговоры и с Русской зарубежной церковью, и с Православной церковью Америки, с Румынской церковью и сербами. И по их итогу мы поняли, что наш единственный путь — с Русской православной церковью. Все другие очень боялись Фанара и не хотели ссориться с Константинополем. А Русская церковь была в том положении, когда уже не опасалась какого-либо наказания от неподчинения патриарху Варфоломею».
Напомним, что вместе с главой архиепископии в Москву на торжества в честь присоединения к Московскому патриархату из разных стран Западной Европы прибыло более 120 человек. Среди них — потомки тех, кто после революции 1917 года вынуждены были покинуть Россию и нашли убежище в странах Западной Европы, создав там в начале 1920-х архиепископию. Позже она была преобразована в так называемый «русский экзархат» и с 1999 года находилась в канонической юрисдикции Константинопольской церкви. В ноябре прошлого года патриарх Варфоломей ликвидировал экзархат, и перед его клириками и мирянами встал непростой вопрос: как быть дальше.
Князь Александр Трубецкой — прямой потомок древнейших русских родов Трубецких и Голицыных, бежавших из революционной России. В разговоре с «НГ» нынешний день он назвал «большим православным праздником». «Для меня, как потомка русской эмиграции, архиепископия всегда имела огромное значение. Я был крещен в этой епархии и, несмотря на то, что позже я перешел в Корсунскую епархию Московского патриархата, наша эмигрантская жизнь всегда была связана с архиепископией и Русской православной церковью за рубежом. И то, что в 2007 году к Русской церкви вернулась Русская зарубежная церковь, а сегодня - архиепископия, которая во многих странах Западной Европы имеет огромное влияние — это историческое событие и большой праздник». Согласно утверждениям митрополита Иоанна (Реннето), под под омофор московского предстоятеля перешло более 60 приходов.
Доктор богословия и профессор из Нидерландов Йост ван Россум, также член делегации от архиепископии, не является потомком белых эмигрантов. Однако с детства он воспитывался в русле русской культуре и духовности и потому ни дня не колебался, какую юрисдикцию ему выбрать. Об этом он рассказал «НГ». «Благодаря русскому священнику в Нидерландах я в юности узнал о русской литературе, полюбил Достоевского, узнал русскую православную духовность. Совсем ребенком я ходил в протестантскую церковь, но никогда не чувствовал себя ее членом. Ни в одной другой церкви я не чувствовал себя так, как церквах русской традиции. В Париже, когда я преподавал в богословском Свято-Сергиевском институте, я понял, что именно эта литургическая традиция мне наиболее близка. Поэтому, конечно, сегодня для меня, как и для многих, уникальный момент».
комментарии(0)