Приходы русской традиции, которые ранее входили в Западноевропейский экзархат и подчинялись Константинопольскому (Вселенскому) патриархату, не будут переподчиняться греческим митрополиям и продолжат свое существование в прежнем статусе. Такое решение было принято 23 февраля в Париже на Генеральной ассамблее Архиепископии православных приходов Западной Европы. Напомним, что вселенский патриарх Варфоломей 27 ноября 2018 года на заседании Синода Константинопольской церкви отозвал томос, согласно которому с 1999 года архиепископия имела особый статус экзархата и была практически самоуправляема. Взамен приходам русской традиции предлагалось влиться в местные епархии, находящиеся под омофором Фанара. То есть она прекратила бы свое существование и стала бы частью других митрополий, потеряв не только статус особой административно-территориальной единицы, но и те традиции, которых придерживалась со времени своего образования в 1921 году. За сохранение архиепископии проголосовали 191 из 206 участников нынешнего съезда, а за роспуск — всего 15 человек. Такой расклад означает окончательный отказ патриарху Варфоломею и усугубление отношений в целом с Константинопольской церковью.
Теперь, когда приходы определились, что не станут частью местных греческих митрополий, перед ними встал непростой вопрос: чью юрисдикцию принять. Известно, что сразу после отзыва томоса Константинополем бывшему русскому экзархату под свой омофор предложили перейти Румынская православная церковь, Русская православная церковь зарубежом (РПЦЗ) и Московская патриархия. На генсасамблее было зачитано письмо патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором говорилось о готовности принять архиепископию с сохранением особенностей ее епархиального и приходского управления, как они зафиксированы в ее уставе, а также с сохранением как богослужебных особенностей, так и системы избрания архиереев. Поскольку вопрос выбора юрисдикции — основополагающий и не простой, то в ходе нынешнего заседания не однажды звучали предложения отложить решение на более поздний срок и, например, созвать еще одну ассамблею не раньше июня 2019 года.
Кстати, в конце декабря 2018 года Русская православная церковь создала свой патриарший Экзархат с центром в Париже. Возможно, это было сделано, в том числе и для того, чтобы западноевропейским приходам русской традиции не пришлось многое менять. Ведь и центр бывшего Западноевропейского экзархата также был расположен в столице Франции на улице Дарю, в соборе Александра Невского. Да и страны, которые охватывает московский экзархат, максимально приближены к числу стран, где располагаются приходы архиепископии. Помимо Франции, это Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Испания, Италия и так далее. Главой патриаршего экзархата МП был назначен епископ Богородский Иоанн (Рощин) с титулом «Корсунский и Западноевропейский». До ликвидации томоса архиепископия насчитывала более 100 приходов и общин. В патриарший экзархат же сегодня входят около 200.
Последние три месяца для приходов и прихожан русской традиции были трудными, поскольку Фанар не однажды пытался давить на разные общины, которые находились в непонятном положении, призывая их как можно быстрее перейти в греческие митрополии тех стран, в которых они расположены. Некоторые, не выдержав константинопольского напора, были вынуждены даже покинуть архиепископию. Так, например, случилось с общиной храма Христа Спасителя в Сан-Ремо. Местный греческий митрополит Геннадий Зервос, на чьей епархиальной территории пребывал приход, сначала требовал срочного оформления перехода клира и верующих вместе с одной из красивейших церквей Италии в свои владения, а потом, не дождавшись желаемого, запретил настоятеля Дионисия Байкова в служении. Тогда община единогласно проголосовала за экстренный уход в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей, поскольку боялась потерять храм и другое церковное имущество. А в начале февраля глава митрополии Франции Константинопольского патриархата Эммануил Адамакис предложил архиепископии влиться в подчиненную ему Галльскую епархию на правах викариатства. Правда, это предложение касалось только приходов, расположенных во Франции. Чуть позже представитель Константинополя пояснил, что его предложение - еще одна попытка призвать потомков русских эмигрантов жить будущим, а не прошлым. «Давайте будем серьезными! Скоро исполнится сто лет с тех пор, как экзархат зародился на обломках русской революции, вышвырнувшей миллионы беженцев на дороги Европы. И скоро исполнится сто лет с тех пор, как Вселенский патриархат осуществляет покровительство над ним. Я понимаю тот шок, который вызвало решение о роспуске экзархата, но нельзя жить ностальгией по прошлому. Экзархат сильно изменился со времени своего создания», - заявил Адамакис в интервью порталу orthodoxie.com Однако для самой Архиепископии изначально именно возможность сохранения своего прошлого и русской традиции является основополагающей при выборе нового пути.
комментарии(0)