Графика pixabay.com
Русская православная церковь предложила на законодательном уровне наделить эмбрионы человека с момента их зачатия правами и, следовательно, обязанностями. Идею православных поддержали представители других религий, а научное сообщество инициативу верующих не одобрило.
Руководитель Юридической службы Московского патриархата игуменья Ксения (Чернега) предложила уравнять права малолетних россиян и эмбрионов. По ее мнению, если зачатый плод на законодательном уровне воспринимать не как часть тела матери, а как отдельную личность, имеющую право на жизнь, это могло бы значительно снизить количество абортов в России. «В Международной конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок до периода физической и умственной зрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Я предложила бы включить эту формулировку в преамбулу федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в России», – подчеркнула игуменья. Заявление представителя РПЦ прозвучало на заседании рабочей группы Государственной думы по вопросам выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования. Инициатором идеи вывода абортов из системы ОМС выступил в середине января патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Предложение Чернеги вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Представители религиозных организаций поддерживают инициативу Московского патриархата. Например, главный имам Московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов сообщил «НГ», что в исламе аборты считаются недопустимыми на любой стадии беременности, кроме тех случаев, когда есть прямая угроза жизни матери. «Ранее в среде мусульманских ученых признавали возможность искусственного прерывания течения беременности до определенного срока и при условии наличия необходимых медицинских показаний. Однако несколько лет назад в Стамбуле, на Европейском Совете улемов, в котором я принимал непосредственное участие, было принято решение о том, что именно с момента оплодотворения яйцеклетки эмбрион является полноценным человеком, в связи с чем совершение аборта воспринимается как прямое посягательство на жизнь человека», - заключил муфтий Ильдар Аляутдинов.
Научное сообщество, напротив, восприняло заявление игуменьи со скепсисом. Так, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича РАН Александр Панчин в разговоре с «НГ» назвал предложение юриста Московской патриархии «не логичным и не очень научным». «Поскольку у эмбрионов до определенного времени нет нервной системы и они не могут принимать решения, то не очень понятно, насколько они могут быть субъектами права. Более того, как быть, когда оплодотворенная яйцеклетка делится пополам и в итоге из нее получается два человека, которых принято называть однояйцовыми близнецами? Или даже если взять эмбрион на более поздней стадии развития, как это делают при искусственном оплодотворении, если взять одну клетку этого эмбриона, потом ее разделить на восемь клеток. Выходит, что из одного субъекта мы можем получить целых восемь субъектов права?» – заметил биолог. По его мнению, в таком случае субъектом права можно назвать любую часть тела человека. «Если я, например, возьму часть своей мышцы – является ли она человеком? С одной стороны, нет, потому что она не умеет думать и принимать решения. С другой стороны, в церкви утверждают, что из эмбриона получается человек в ходе его развития, а из мышцы получить человека нельзя. Но сегодня есть технологии, с помощью которых из любой клетки человека можно получить тот же эмбрион. И в таком случае убийство любой клетки и любой части тела можно будет приравнять к убийству человека», – заключил Панчин.
комментарии(0)