0
6060
Газета Вера и общество Интернет-версия

19.01.2019 10:40:00

Русская архиепископия в Западной Европе: «не расходимся и никуда не уходим»

На некоторые приходы распущенного Стамбулом Западноевропейского экзархата русских приходов оказывают давление греческие митрополиты

Тэги: рпц, стамбул, россия, европа, религия


На сайте русской Архиепископии в Западной Европе 18 января 2019 года опубликован документ, из которого следует, что часть греческих митрополитов начала давление на общины, входящие в состав ныне ликвидированного Константинопольским патриархатом Западноевропейского Экзархата русских приходов. «В последние дни многие священники и диаконы Архиепископии получили письмо от греческого митрополита той страны, где они проживают, с приказом перестать поминать своего собственного архиепископа и присоединиться к духовенству греческих митрополий. <…> Такое внешнее вмешательство в дела Архиепископии является незаконным»,— говорится в коммюнике.

«Действительно, некоторые из греческих митрополитов так решили приступить к исполнению решения синода о переподчинении им приходов Архиепископии. Сегодняшний ответ Архиепископии - до Ассамблеи не расходимся и никуда не уходим», — прокомментировал «НГР» диакон Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе Александр Занемонец. Священнослужитель также заметил, что отдельные приходы, например в Италии, очень «интересуют греческих архиереев».

Напомним, что 27 ноября 2018 года синодом Константинопольской церкви, во главе с патриархом Варфоломеем было принято решение об отзыве томаса, согласно которому с 1999 года русская Архиепископия, образованная в начале 1920—х годов бежавшими из революционной России эмигрантами, имела статус постоянного Экзархата. То есть, находясь под юрисдикцией Константинопольского патриархата, они были относительно независимы от Стамбула и являлись наследниками русской традиции православных церквей в Европе. Планировалось, что после роспуска Экзархата, приходы автоматически уйдут под юрисдикцию церквей тех стран, в которых расположены. Это в основном греческие епархии, находящиеся под омофором Константинополя. Однако в этом случае общины бы лишались своей самостоятельности, и, конечно, о продолжении «русской традиции» речи идти уже не могло. К недоумению патриарха Варфоломея, русский Экзархат отказался подчиняться его указу и решил сам определить свое будущее на внеочередной Генеральной Ассамблеи, которая должна собраться в Париже 23 февраля. Вероятно, греки начали волноваться, что вердикт, который будет принят по итогам этого заседания, окажется отнюдь не в их пользу, а потому решили поторопить процесс перехода приходов к ним. По словам Александра Занемонца, сейчас духовенство и прихожане Экзархата рассматривают три варианта, куда они могут уйти, с сохранением своего статуса. Это Румынская православная церковь, Русская православная церковь заграницей и Московский Патриархат. Как видно, греческих церквей среди рассматриваемых кандидатур нет. «Конечно, некоторые приходы могут не принять общее решение ассамблеи и, имея хорошие отношения с местными греческими епископами, согласятся перейти к ним, но в целом, поскольку Вселенский патриархат как-то грубо и неожиданно поступил с Архиепископией, чувства многих задеты. И даже те, кто любил и всегда поддерживал Вселенский патриархат и не собирался никуда из него уходить, обиделись на категоричность решения патриарха Варфоломея, и вряд ли теперь останутся с греками», — предположил представитель русской Архиепископии.

Роспуск Экзархата совпал с созданием автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ) и поэтому многие эксперты напрямую связали два этих события. Некоторые из них даже стали выдвигать версии, что ликвидация Архиепископии — своего рода турецко-московский гамбит, при котором Москва отказывается от претензий на контроль церковной ситуации на Украине и за это получает русские приходы Европы, от которых, в свою очередь, отказывается Константинополь. «Так можно было бы думать, если бы это происходило в контексте какого-то примирения Москвы и Стамбула. Но мириться патриархи вроде как не собираются. Да и обмен совершенно был бы неравномерным, потому что Украина это несколько тысяч приходов, которые были в расколе, а в Западной Европе это чуть больше сотни приходов. Эти цифры не сопоставимы для какой-либо рокировки»,—считает Александр Занемонец. По данным священника, сегодня у Архиепископии 110 приходов, 123 священника и 42 диакона. Вплоть до Генеральной Ассамблеи, духовенство и миряне бывшего Экзархата будут оставаться в статусе Архиепископии и считать своим главой архиепископа Хариупольского Иоанна (Ренетто).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1763
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
3890
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2813
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
3955

Другие новости