Томос вернули в Стамбул, чтобы его подписали все члены Константинопольского синода. Фото со страницы Вселенского патриархата в Facebook
Члены Синода Константинопольского (Вселенского) патриархата дополнили своими подписями текст томоса – указа Константинопольского патриарха Варфоломея о даровании автокефалии Православной церкви в Украине (ПЦУ). Подписанный 5 января томос был обнародован в патриаршей резиденции Варфоломея в Стамбуле, в ночь с 6 на 7 января передан главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко), в присутствии президента Украины Петра Порошенко. Побывав в Киеве, документ снова вернулся в Стамбул – для завершения процедуры подписания.
Получив из рук Варфоломея томос, Епифаний увез его в Киев – для помещения в собор Софии Киевской именно во время празднования Рождества. Текст томоса Порошенко опубликовал в Twitter, написав: «Свершилось!». «Сегодня мы окончательно разорвали оковы!» – написал в Facebook министр культуры Украины Евгений Нищук. Отметим, что накануне дарования томоса Министерство культуры Украины в ходе инициированной государством ревизии имущества Киево-Печерской лавры сочло: относящаяся к Московскому патриархату Украинская православная церковь (УПЦ МП) может быть лишена права аренды монастыря. Культурным ведомством якобы были выявлены пропажи в разные годы редких икон. А общественные активисты сообщили руководству Минкульта: УПЦ МП возвела в лавре 20 тыс. кв. м построек и нарушила историко-культурный ансамбль обители. За действиями ведомства Нищука в лавре нетрудно выявить стремление украинского государства передать святыню в ведение ПЦУ.
8 января указ Варфоломея срочно увезли из Киева обратно в Стамбул – для заверения подписями епископов – членов Синода Вселенского патриархата. По формуле «патриарх плюс члены Синода» подписывалась в 1686 году грамота о передаче Киевской митрополии под духовное окормление патриарху Московскому. Выходит, что украинские власти и ПЦУ радовались томосу с неполной юридической силой, а Варфоломей (пусть и на один день) вручил этот несостоятельный документ сознательно.
«Официально и канонически вы становитесь 15-й церковью в сонме автокефальных церквей», – заявил при вручении томоса Варфоломей. Но тут же добавил: «Нерушимое условие поминания в богослужениях имени Вселенского патриарха свидетельствует о вечной зависимости Киевской митрополии от Константинопольской матери-церкви». Многие эксперты считают, что таким образом митрополит Епифаний – только один из епископов Константинополя. Вассальное от Константинополя положение ПЦУ прописано в проекте ее устава, опубликованного в декабре рядом ведущих украинских СМИ. В уставе указано: автокефальная ПЦУ «неотъемлемо едина» с Константинополем и только через предстоятеля константинопольской церкви – с другими автокефальными церквами. ПЦУ не имеет права «через голову» Константинополя духовно окормлять украинцев зарубежья – только через приходы «матери-церкви». В литургическом плане вассалитет проявляется в лишении ПЦУ права самой варить миро – применяемое в богослужении ароматное масло. РПЦ пользуется своим миро, а ПЦУ может использовать лишь масло, которое получает из Константинополя. Кандидатура первоиерарха ПЦУ согласовывается с Константинополем. По уставу ПЦУ Вселенскому патриарху дано право диктовать Синоду ПЦУ «наиболее полезные» способы решения важнейших вопросов управления церковной жизнью Украины: к таковым, в частности, относятся все вопросы, которые не были освещены в уставе ПЦУ.
Устав, лишающий ПЦУ реальной самостоятельности, и дарованный на Рождество «неполный» томос – напоминание, что у новой церкви двусмысленное положение. Митрополит Епифаний был утвержден Константинополем как компромиссная фигура. Но в Константинополе не могут не знать, что Думенко своему духовному и карьерному росту обязан только Филарету (Денисенко), которого Константинополь лишил самочинно принятого им в 1995 году титула патриарха Киевского. Сам Филарет 8 января был награжден званием Героя Украины. «Он был, есть и остается духовным лидером Украинской церкви и украинского народа», – прокомментировал награждение Филарета в своем Facebook Петр Порошенко. Эпитет «духовный лидер» можно считать единственным после дарования томоса реальным титулом Филарета.
комментарии(0)