Судя по эскизам и макетам, храм будет окрашен в воинственный цвет хаки. Фото РИА Новости
В феврале министр обороны России Сергей Шойгу анонсировал строительство главного храма Вооруженных сил в подмосковном парке «Патриот». Осенью начальник Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов подтвердил: собор в честь Воскресения Христова, первый камень в основании которого был освящен и заложен в сентябре, будет построен к 2020 году.
Новый собор станет одним из самых высоких православных храмов мира и России. 95-метровое сооружение уступит в высоте только храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. Четыре его придела будут посвящены благоверному князю Александру Невскому, пророку Илии, Андрею Первозванному и великомученице Варваре – небесным покровителям армии, авиации и десанта, Военно-морского флота и Ракетных войск стратегического назначения. На площади в 11 тыс. кв. м смогут разместиться до 6 тыс. верующих, а изнутри собор – экстерьер которого, судя по концепт-артам, будет защитного цвета, – украсят батальной живописью.
Войсковые храмы – не новинка для христианской традиции. История русского православия знает множество стрелецких, казачьих и полковых храмов. Например, Никольский морской собор в Кронштадте, ныне главный собор Военно-морского флота России, был еще и одним из последних крупных соборов, построенных в Российской империи, а Владимирский собор в Севастополе имеет и второе название – «усыпальница адмиралов». Главный храм современной Русской церкви, храм Христа Спасителя, – это памятник павшим в Отечественной войне 1812 года воинам. Да и новейшая мировая история знает примеры армейских храмов. В похожей на огромный ангар для дирижаблей Кадетской часовне Академии ВВС США с 17 шпилями под одной крышей объединены молельные комнаты всех мировых религий. Восточное крыло часовни Генри VII в Вестминстере, пострадавшее от немецких бомбардировок во время Второй мировой войны, ныне посвящено Королевским ВВС. Вместо выбитых взрывной волной старых витражей там красуются новые – с номерами участвовавших в Битве за Британию истребительных эскадрилий и преклонившими колена у колыбели младенца Иисуса пилотами бомбардировщиков.
Инициатива военных – по словам Андрея Картаполова, олицетворение «исторического единства армии, народа и церкви, духовный, учебно-методический и просветительский центр для военнослужащих, священнослужителей и всех православных христиан» – это явно не знак смирения чад церкви перед волей Господа, а скорее недвусмысленное заявление о том, что подлинный фундамент России и русского православия – это армия. Образ «народного» храма поддерживают и военные, и церковь, подчеркивая: на Руси во все времена создание храмов было делом общенациональным. Специально для строительства организован благотворительный фонд «Воскресение».
«Мы совершили деяние, которое будет вписано в историю Вооруженных сил России и нашего отечества. Заложен храм в честь нашей победы в Великой Отечественной войне и, наверное, во всех тех войнах, которые выпали на долю нашего народа. Эти победы спасли отечество, спасли народ, обеспечили самое физическое существование нашей нации и историческое бытие России», – сказал во время церемонии закладки первого камня патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Новый храм в Подмосковье вряд ли затмит в глазах известных ревностностью к флотским традициям моряков собор в Кронштадте – колыбели петровского флота. Но все говорит о том, что после 2020 года словами «Вооруженных сил» во фразе «главный храм Вооруженных сил РФ» можно будет с известными оговорками пренебречь. Он действительно станет главным – во всяком случае, дух времени, который делает армию самым используемым инструментом внешней политики России, заставит его быть таковым.
комментарии(0)