Фото pixabay.com
На Рождество 2019 года глава Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополит Киевский Епифаний (Думенко) должен получить томос – указ Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея, подтверждающий автокефалию (церковную независимость) ПЦУ.В конце уходящего года автокефалистские украинские процессы затронули страны бывшей Югославии. Создавать независимую от Сербского патриархата церковь хотят власти Черногории. В самопровозглашенной Республике Косово – сердце сербского православного мира, о создании автокефальной Косовской церкви рассуждают политики из косовских албанцев.
По замыслу правящего в Черногории с 1991 года президента страны Мило Джукановича, церковная независимость страны окончательно отделит Черногорию и черногорцев от «деструктивного» влияния Сербии и Сербской православной церкви (СПЦ). В лексиконе черногорских системных политиков слово «серб» равнозначно понятию «оккупант». Джуканович в среду открыл в Никшиче памятник «зеленашам» – подпольщикам, которые с января 1918 года вплоть до 30-х гг годы вели против властей королевской Югославии диверсионно-террористическую борьбу. «Зеленаши» планировали свергнуть правившую в Югославии сербскую династию Карагеоргиевичей и вернуть на черногорский трон добровольно отрекшегося в 1918 году монарха Николу Петровича-Негоша. До 1941 года «зеленаши» вместе с хорватскими усташами скрывались в фашистской Италии. В апреле 1941 года, в начале немецко-итальянской оккупации Югославии, «зеленаш» Секула Дрелич образовал при поддержке оккупантов марионеточное правительство – «Временный комитет Черногории» («Комитас»), который итальянцы использовали для создания в Черногории подконтрольной Риму марионеточной монархии – части создаваемой Муссолини «Большой Италии». Против партизан Иосипа Броза Тито и сербских монархистов-четников сражалась состоящая из «зеленашей» «Ловчанская бригада», финансируемая немцами и итальянцами. Но Джуканович считает, что «зеленаши» из «Комитаса» были людьми, которые не хотели быть рабами у сербов. «Они отказались от мысли, что Черногории больше нет, от отмены ее великой истории. С глубокой благодарностью независимая процветающая Черногория сегодня отдает уважение их воистине античному героизму», – сказал черногорский лидер. Что касается СПЦ, то Джуканович сказал о ней в своем интервью черногорской телекомпании RTCG: Сербская церковь своим нахождением в Черногории «вредит черногорской независимости». «Джуканович также обвинил Сербскую церковь в нагнетании на Балканах напряженности, разжигании великосербского шовинизма и потворстве интересам России и Русской православной церкви», – пересказывают слова президента Черногории некоторые украинские Telegram – каналы. С целью противостояния «сербскому шовинизму» режим Джукановича в 2008 году признал самопровозглашенную Республику Косово (РК), а в 2010 году установил с ней дипломатические отношения. О проекте создания в РК независимой от СПЦ Косовской православной церкви в зарубежных СМИ заговорили в начале прошлого года. Тогда мэр города Призрен Мютахер Хаскука – член радикально – националистической партии Vetёvendosje (Самоопределение) написал в своем Facebook: «Принципиальная позиция Vetёvendosje состоит в том, что православная церковь в Косово должна называться не Сербской, а Косовской. Если мы будем считать ее сербской, тогда и все православные верующие страны должны стать сербами, что оставит двери открытыми для сербского вмешательства». «Если албанец – католик или мусульманин – обратится в Сербской церкви в православие, он становится сербом, – писал в в 2008 году в своей статье «Старые знаки» судья Высшего апелляционного суда РК Эрбер Яшари. – «План Ахтисаари» (размежевание РК с Сербией, предложенное в 2008 посланником ООН в бывшей Югославии Марти Ахтисаари – НГ) позволил Сербии узурпировать православное наследие в Косове, узурпировать средневековое наследие в рамках своих попыток представить косовских албанцев чужаками из Албании, живыми остатками ненавистной сербам Османской империи». Называя СПЦ «вторым столпом сербской гегемонии на Балканах после Сербской академии наук», Яшари утверждает, что большинство православных храмов и монастырей Косово и Метохии ранее не были сербскими и православными. По словам Яшари, известный в православном мире Высоко-Дечанский монастырь возле города Печа – древней столицы сербских патриархов, «был построен в конце 30 – х годов XIV века францисканцем Витой Кучи из черногорского города Котор, и изначально является католическим». Идея автокефальной Косовской церкви, которая якобы была в Косово до того, как край в XIII веке «оккупировали» сербы, - не изобретение Vetёvendosje. Она берет свое начало из работ албанских историков- националистов начала XX века, мысливших Косово и Метохию как часть «Великой Албании». Идею «Великой Албании» во Вторую мировую войну исповедовали и албанцы из дивизии СС «Скандерберг», и коммунисты во главе с будушим диктатором Албании Энвером Ходжой. Это сочетание отразилось на облике «Армии освобождения Косово» (АОК). Лидер «Армии освобождения Косово» (АОК) президент РК Хашим Тачи – светский националист-ходжаист, т.е последователь идей Ходжи. В АОК есть т.н «фашистская фракция» - при создании организации в нее масово влились дети и внуки бывших эсэсовцев из «Скандербега». Подражая эсэсовцам, Тачи ввел в АОК вскидывание правой руки вверх в качестве воинского приветствия. Нацистское приветствие в АОК вскоре было отменено под давлением США и Евросоюза. Этническое православное большинство РК – сербы. Косовские албанцы в основном мусульмане или атеисты, как Хашим Тачи и другие лидеры РК – «ветераны» АОК. Албанцы-мусульмане воспринимают ислам как часть светского великоалбанского проекта и практически не исполняют религиозных обрядов. «Идея о создании в так называемой Республике Косово так называемой Косовской православной церкви настолько абсурдна, что я не могу в нее поверить, - сказал НГ посол Республики Сербии в Российской Федерации Славенко Терзич. – Если же она осуществится, то она будет самым опасным ударом по историческому, культурному и духовному наследию Сербии и сербского народа. Такая идея открывает двери очередному этноциду сербского народа в Косово и Метохии. Во время Второй мировой войны Рашско-Призренская епархия Сербской православной церкви была присоединена к Албанской православной церкви в рамках создаваемой нацистами «Великой Албании». Кроме удара по сербскому культурному и духовному наследию и судьбе сербского народа, идея «Косовской церкви» - опасный удар по всему православному миру. Такие опасные игры могут иметь непредсказуемые последствия. Я не верю, что создание автокефальной Косовской церкви возможно. Но считаю, что реализация этой идея была бы своеобразной наградой «Армии освобождения Косово» за уничтожение в Косово более 150 сербских храмов и монастырей, почти всех сербских кладбищ, сожжение сербских домов и книг, уничтожение другого культурного наследия». «Сербская православная церковь очень четко и ясно оценила вмешательство Константинополя в церковные дела Украины как интервенцию, - продолжает посол Сербии в России. - Епископы Сербской церкви оценивают последствия этой политики Константинополя как раскол православного мира и считают, что надо любым образом сохранить незыблемость принятых во всем православном мире канонов и системы взаимоотношений между поместными православными церквями. Мне как- то задали вопрос: если Константинопольский патриарх Варфоломей совершил церковную интервенцию в Украине, что его остановит сделать аналогичное в Сербии – к примеру, признать Косовскую церковь, чтобы потом создать в Косово экзархат Константинополя, в пику Русской православной церкви? Мне трудно представить, чтобы патриарх Варфоломей решился на такой шаг. Но если бы он решился, то это было бы доказательством того, что идет организованная извне война против православного мира. Во всяком случае, разделение православного мира и манипуляции с церковными канонами не могут входить в интересы Вселенского патриархата и всего православного мира».
комментарии(0)