Фото с официального сайта РПЦ / patriarchia.ru
После того как вооруженные силы США, Британии и Франции нанесли ракетные удары по военным объектам Сирийской Арабской Республики (САА), патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что провел экстренное телефонное совещание с папой Римским Франциском, патриархом Константинопольским Варфоломеем и предстоятелями церквей Ближнего Востока. А в воскресенье патриархи церквей Сирии – Антиохийский Иоанн X, Сиро-Яковитский Игнатий Ефрем II и Мелькитский Иосиф I – выступили с совместным осуждением «жестокой агрессии» западных армий против Сирийской Арабской Республики.
«У меня состоялся разговор с папой Франциском и со всеми православными патриархами Ближнего Востока: константинопольским патриархом Варфоломеем, александрийским Феодором, антиохийским Иоанном и иерусалимским Феофилом III. Речь шла, конечно, о Сирии: мы предприняли эту инициативу, понимая, что христиане не могут оставаться в стороне от всего того, что происходит сегодня в Сирии», – сказал патриарх журналистам. Он отметил, что церковь должна стать глобальной миротворческой силой и что прошедшие переговоры – это только этап масштабного диалога: «Я удовлетворен своими беседами, каждый из собеседников с полным пониманием отнесся к моей озабоченности, и есть желание продолжить в самое ближайшее время – сегодня вечером и, может быть, завтра – дальнейшие консультации с тем, чтобы каким-то образом попытаться воздействовать на ситуацию, чтобы остановить кровопролитие. Церковь очень часто говорит о том, что она – миротворческая сила: мы говорим об этом, когда рассматриваем внутренние конфликты, но и в глобальном масштабе церковь должна играть такую роль, и она ее играет».
Патриарх не раскрыл деталей вопросов, которые он обсуждал по телефону с главами церквей Ближнего Востока и Римской церкви, однако опубликованное 15 апреля заявление патриархов Сирии проливает свет на этот вопрос: Иоанн Х, Игнатий Ефрем II и Иосиф Абси не только осудили ракетные удары по Сирии, но и заявили в обращении, что обвинения войск главы Сирии Башара Асада в применении химического оружия беспочвенны и не подкреплены никакими доказательствами, а военная агрессия против САА подрывает работу независимой комиссии по расследованию этого инцидента. Они призвали Совет Безопасности ООН «выполнить надлежащую роль в обеспечении мира, а не содействовать эскалации войн» и заверили «страны, дружественные Сирии и ее народам», в своем одобрении их «отважной позиции».
После ракетных ударов коалиции с заявлением выступил и маронитский патриарх Антиохии и всего Леванта Бешар Раи. «Они же говорят, что воюют ради установления демократии в Сирии и в Ираке. Ну так если вы хотите демократии, примените ее и послушайте, что говорит народ. Хотите знать об участи Асада? Пусть решит сирийский народ! Не вам решать, кто будет президентом в Сирии, Ираке или Ливане», – приводит его слова Radio Vaticana. Он также заявил о том, что ООН, как предвидел папа Иоанн Павел II, утрачивает свою роль.
Но «дипломатия церквей» вряд ли способна стать заменой ООН. Единство лидеров христианского мира в сирийском вопросе, о котором рассказал журналистам патриарх Кирилл, не так уж очевидно. Католические СМИ, в частности, практически не уделили внимания горячей линии папы и патриарха. Нет упоминаний о переговорах и на сайте Константинопольского патриархата. При этом позиция, о которой лидеры сирийских церквей заявили в совместном коммюнике, в целом повторяет аргументы российской стороны в ООН.
«Турция вторгается в другую страну, и это неприемлемо. Я боюсь за христиан, которые находятся на северо-востоке Сирии в районах, где доминируют курды. Если туда двинется турецкая армия, христиане скорее всего покинут эти края, и мы очень этим обеспокоены. Мы уже потеряли более 50% нашего христианского населения», – сказал Игнатий Ефрем II в феврале с.г. в интервью National Catholic Register, комментируя начавшуюся в Африне операцию турецкой армии. Незадолго до этого, в январе, патриарх Варфоломей и Армянский патриархат Константинополя пожелали успеха вооруженным силам Турции и президенту Реджепу Эрдогану. «Мы молимся, чтобы вы и турецкие вооруженные силы достигли успеха, а операция «Оливковая ветвь», в соответствии со своим названием, принесла региону мир», – цитирует письмо Варфоломея газета Hurriyet. Позиции правительства своей страны разделяет не только Русская церковь, и декларируемому единству христиан это вовсе не способствует. Папа Франциск же не готов делать заявлений, которые хотя бы косвенно могла использовать российская дипломатия.
комментарии(0)