Фото с сайта Московской Хоральной Синагоги
Президент Конференции раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт прокомментировал «НГ» сообщения о том, что Следственный комитет (СК) России по просьбе Русской православной церкви будет проверять версию о ритуальном убийстве последнего императора Николая II. «Обвинение евреев в ритуальных убийствах было одной из составляющих антисемитизма во времена Средневековья. Безусловно, появление подобных теорий в современной России – это тревожный знак», - сказал раввин. В числе прочего Гольдшмидт предположил, что подобные трактовки могут появляться из-за недостаточно откровенного и рационального обсуждения реальных, а не мифологизированных деяний большевиков.
Вчера президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил сожаление в связи с намерением Следственного комитета РФ назначить психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, не являлся ли расстрел царской семьи ритуальным убийством. «Обвинение евреев в ритуальном убийстве - один из самых древних антисемитских наветов. Он многократно служил причиной преследований, жертвами которых становились сотни и тысячи человек. Но каждый раз, когда эти обвинения рассматривали люди, не зараженные антисемитскими предубеждениями, выяснялось, что этот навет лжив», - приводит "Интерфакс" слова Александра Бороды.
Сегодня на заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству на эту тему высказалась сенатор Людмила Нарусова. «Версия ритуального убийства, о чем вчера было озвучено, это, вы меня извините, уже тянет на разжигание межнациональной вражды. Мы помним "дело Бейлиса", кровь христианских младенцев. На том основании, что расстрел производил Юровский - еврей по национальности, говорить о ритуальном убийстве, на мой взгляд, извините, пожалуйста, но это уже возврат к какому-то мракобесию», - сказала Нарусова членам верхней палаты парламента.
Напомним, что вчера секретарь патриаршей комиссии по «екатеринбургским останкам» епископ Тихон (Шевкунов) на конференции «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» в Москве заявил: «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. У значительной части церковной комиссии нет сомнений, что это убийство было ритуальным». Старший следователь по особо важным делам СК РФ Марина Молодцова, выступая на той же конференции, сообщила, что СК РФ «планирует назначить психолого-историческую судебную экспертизу для разрешения вопроса, связанного в том числе и с возможным ритуальным характером убийства царской семьи».
Сегодня епископ Тихон уточнил РИА Новости свою позицию: «Нет ничего неожиданного в том, что в процессе исследования обстоятельств убийства последнего российского императора изучается в том числе и мотив ритуальной составляющей этого убийства. Никто не будет отрицать, что император, даже отрекшись, оставался безусловно фигурой символической, сакральной. Убийство царя и его семьи, ставящее последнюю точку в существовании ненавистной для новой власти трехсотлетней династии Романовых, было делом совершенно особым, несущим для многих ритуальное, символическое наполнение». Возражение корреспондента «Какие могут быть ритуальные смыслы у большевиков?» епископ парировал встречным вопросом: «А разве мавзолей Ленина — это не сакральное, не символическое, не ритуальное явление?» По его словам, «большевики и их сподвижники всех мастей отнюдь не были чужды самого неожиданного и разнообразного ритуального символизма».
Свой запрос Следственному комитету, основанный на мнениях «патриотической общественности», комиссия РПЦ подготовила еще минувшим летом, о чем «НГ» написала в номере от 06.07.2017. В документе, предназначенном для СК РФ и опубликованном на сайте pravoslavie. ru, которым руководит Тихон (Шевкунов), содержится раздел «Вопросы следствию по «Екатеринбургским останкам» от представителей патриотической общественности, много лет занимающихся темой убийства царской семьи». В этом разделе собраны различные конспирологические версии и апокрифы, бытующие в среде национал-монархистов на протяжении многих лет, которые следователям предложено прокомментировать. Среди версий есть и те, которые прямо указывают на ритуальный характер убийства последнего русского императора и его семьи. «Кто и с какой целью написал на стене подвала Ипатьевского дома четверостишие из стихотворения Г. Гейне о царе Валтасаре? Проводится ли современным следствием исследование всех кощунственных граффити, которые были зафиксированы следствием Н.А. Соколова (белогвардейский следователь, в 1918 году изучавший дело о расстреле царской семьи – «НГ») на стенах Ипатьевского дома? Есть ли у следствия иное объяснение «каббалистическим знакам», которые расшифровал Энель (Скарятин) (белый эмигрант, оккультист и антисемит, автор версии о ритуальном убийстве царской семьи «семитами-каббалистами», которая затем была взята на вооружение нацистскими идеологами – «НГР»)? Проводилась ли экспертиза этих знаков экспертами?» – спрашивают у СК «патриоты».
Вместе с запросом «патриотической общественности» на церковный сайт pravoslavie. ru перекочевали белоэмигрантские апокрифические истории о том, как организаторы расстрела царской семьи Филипп Голощекин и Яков Юровский якобы привезли в Москву большевистскому руководителю Якову Свердлову заспиртованные головы Николая II и императрицы Александры Федоровны. При этом в публикации Голощекин называется Исааком, а Юровский и Свердлов – Янкелями.
Таким образом, предположения о том, что обсуждение этой темы обходит «еврейский вопрос», звучат не очень убедительно.