Фото сайта patriarchia.ru
В преддверие Дня народного единства и столетнего юбилея Октябрьской революции предстоятель Русской православной церкви раскитиковал лозунг Великой французской революции, использовавшийся потом большевиками и другими политическими течениями царской России. По мнению патриарха Кирилла, крах идеологии социализма и коммунизма в конце XX века стал возможен еще и потому что внутренняя логика революционного призыва содержит элементы, которые уничтожают все три революционных идеала – и свободу, и равенство, и братство.
«Если свобода, то не может быть равенства, – заявил патриарх Кирилл в эфире программы «Слово пастыря». – Свобода это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы. если бы пораньше об этом задумались наши горе-интеллектуалы, если бы такого рода сравнение пришло им в голову, если бы такого рода сравнение распространить в массовом сознании, то, может быть, повнимательнее отнеслись бы к этому соблазнительному лозунгу».
Можно задать много иных критических вопросов относительно этого революционного слогана, продолжил патриарх Кирилл. «Например, а каковы критерии этой свободы? Где ее границы? Кто определяет норму этой свободы? Где граница между свободой и произволом? Где граница, переходящая в анархию и преступления? Ведь если схватить хулигана, который разбивает камнем витрину, то и он может сказать: не ограничивайте моей свободы! Этот аргумент научились парировать и отвечать: свобода может быть ограничена законом. Но всегда ли законы справедливы? Всегда ли в основе закона лежит нравственное чувство? А если даже лежит нравственное чувство в основе закона, то кто определяет параметры этого чувства? Где критерий истины? Потому что и нравственные понятия сегодня – да и не только сегодня, посмотрите на всю историю философии! – подвергались переосмыслению. То, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Вспомните марксистский принцип: хорошо то, что хорошо для рабочего класса, а что хорошо для буржуазии – на самом деле плохо. Но наверняка у буржуазии был другой подход к той же теме. А в истории были и более страшные интерпретации. Например, хорошо то, что хорошо для «Великой Германии». И мы знаем, к чему это привело. Мир был обрушен в пучину кровавой Второй мировой войны».
По словам предстоятеля РПЦ, лозунг «Свобода, равенство и братство» (патриарх его называет рекламным термином «слоган») уничтожает все фундаментальные права человека еше и потому, что «свободу, равенство и братство» революционеры со времен Максимиллиана Робеспьера устанавливали без Бога. «Без абсолютной истины, без Божественной нормы бытия не может быть ни равенства, ни братства, ни свободы, а может быть только игра слов и закабаление людей. До сих пор на фронтонах французских мэрий эти слова начертаны. Что сейчас происходит, и не только во Франции? Мы видим, во что превращается общество, как разрушаются нравственные принципы, какая страшная катастрофа в связи с нашествием иноплеменников, в связи с появлением беженцев! Вы получаете больше свободы с использованием гаджетов, и вдруг узнаете, что использование гаджетов поставляет человека под тотальный контроль, причем даже неизвестно, каких именно сил. Я уж не говорю о равенстве, – это вообще смешно. Мир разделен: богатые страны – бедные страны; бедные и богатые в одной и той же стране; нарушение всех норм социальной справедливости».