Фото сайта patriarchia.ru
Патриарх Кирилл на заседании Высшего церковного совета (ВЦС) выступил с небольшой речью, в которой рассказал о своем отношении к фильму «Матильда» Алексея Учителя и о неизбежности Октябрьской революции 1917 года.
«Ровно 100 лет назад в эти дни в нашей стране происходили революционные события. Именно тогда Россия стремительно шла к большевистской революции – на тот момент она была уже неизбежна, в обстановке всеобщего хаоса, фактического безвластия и военного кризиса», – обратился глава РПЦ к участникам заседания. ВЦС собрался в зале церковных Соборов в московском храме Христа Спасителя. Патриарх напомнил, что в результате большевистской революции этот храм был взорван, но уже в наши дни «восстановлен во всем благолепии». «Оценивая события 1917 года и их последствия, мы должны держать перед глазами обе картины, – сделал вывод предстоятель Церкви. – Взрыв храма и его восстановление – это звенья единой цепи нашей истории ХХ века, и оценивать ее можно только целостно».
«Возможна ли объективная оценка истории? – продолжил он. – Спорный вопрос и предмет баталий. История – очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов – как национальных, так и антинациональных». К числу последних, судя по всему, глава РПЦ отнес появление киноленты «Матильда», в которой депутат Госдумы Наталья Поклонская и ее единомышленники увидели искажение светлого образа Николая II, признанного РПЦ святым страстотерпцем. Патриарх призвал избегать «домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом».
«Художник имеет право на художественный вымысел. Но художественный вымысел и ложь – это разные вещи. Художественный вымысел является драматургическим приемом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь – это не драматургический прием. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение», – сказал глава РПЦ. Косвенно он уподобил Алексея Учителя, не называя его по имени и не упоминая названия злосчастной киноленты, пропагандистам большевизма, ввергнувшим «наш народ в революционный хаос».
«Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого, в том числе в форме произведений искусства, будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских распрей, не становиться поводом для оскорбления чьих-либо чувств и ценностей. Мы все – верующие и атеисты, художники и нехудожники, консерваторы и либералы – призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном обществе и заботиться о его целостности», – заключил религиозный лидер. К сожалению, он не уточнил, насколько далеко простираются возможности такого примиренческого подхода. Выводы ведь могут быть и самые неожиданные. Например, разные оценки, в том числе кощунственные, гибели семьи последнего русского императора. Ведь если бы не было расстрела – не было бы и святости царя, так же как и гибель храма Христа Спасителя привела к нынешнему «благолепному» возрождению Церкви.