Патриарх Кирилл: «На Западе стали приниматься законы, которые порывают с совестью». Фото с сайта www.patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с визитом в Киргизии, выступил с заявлением, подвергающим сомнению необходимость подчинения государственным законам. «Если закон порывает свою связь с нравственностью, он перестает быть для человека обязательным», – сказал он на презентации своей книги в Киргизско-славянском университете им. Б.Н. Ельцина.
Примером подобного закона патриарх назвал разрешение однополым парам сочетаться браком и усыновлять детей, которое в мае 2013 года было принято во Франции. Закон об однополых парах он сравнил с законами фашистской Германии, против которых люди «восставали».
Но кому адресовано «слово» патриарха? Сложно себе представить, что гость из Москвы предостерегает от «излишней» толерантности среднеазиатскую страну, в которую прибыл с визитом. Да и законы, расширяющие права однополых пар, сложно сравнить с гитлеровскими, каравшими гомосексуализм концентрационными лагерями. Таким образом, говоря о фашистских законах в Европе, патриарх, вполне возможно, подразумевал нынешнюю украинскую ситуацию, ведь в российской политической метафористике «фашисты» в последнее время чаще всего обозначают влиятельные в Украине националистические движения и партии.
По отношению к Западной Европе РПЦ строит более тонкую дипломатию. Не так давно, в декабре 2016 года, патриарх Кирилл встретился с подписавшим закон о разрешении однополым парам усыновлять детей Франсуа Олландом. Позже он поздравил с избранием действующего президента Франции Эмманюэля Макрона, против которого активно выступали французские противники однополых браков.
Патриарх не впервые за последнее время протестует против законов, напоминающих, по его мнению, «фашистские». В послании от 17 мая с.г. лидерам стран «нормандской четверки», генеральным секретарям Всемирного совета церквей и ООН и папе Римскому Франциску он назвал готовящиеся изменения в украинском законодательстве о свободе совести и статусе религиозных организаций «неслыханной для современной Европы дискриминационной правовой практикой». Напомним, что речь идет о законопроектах № 4128 и № 4511, регулирующих правила перехода общин из одной религиозной юрисдикции в другую, а также новые правила взаимодействия Украины с религиозными организациями, чьи руководящие центры расположены на территории государства, признанного Верховной радой «агрессором» (см. подробнее в «НГ» от 18.05.17). «Нечто подобное существовало разве лишь во времена нацистского правления в Германии», – говорилось в послании. Любопытно, что с оправданием восстания против «исторических искушений» Запада патриарх выступил именно 29 мая, в один день с публикацией Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП) послания Архиерейского синода. УПЦ МП требует от властей Украины прекращения попыток создать «государственную» Церковь.
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что содержание слов патриарха может быть воспринято и в России – даже если адресовано украинским верующим. «Несправедливые законы – это тема сложная и обоюдоострая. Это ведь и рекомендация для российской аудитории – у нас ведь нет железного занавеса! Когда патриарх говорит, что можно протестовать в Украине против еще не принятого закона, который будет против УПЦ МП, можно протестовать по поводу западных законов, то возникает вопрос – а что с Россией? Если человек в России считает, что его права ограничиваются и нарушаются, то имеет ли он право выходить на улицу? Я думаю, что тут у Церкви позиция будет несколько иной».