Если митрополиты обходятся без супермаркетов, то рядовым священникам дискаунтеры позволяют сэкономить семейный бюджет. Фото Михаила Мордасова/ТАСС
Русская православная церковь в лице митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) поддержала предложение Совета Федерации об ограничении работы гипермаркетов по выходным. «Людям нужен день отдыха. Воскресенье для верующих – это день, когда они идут в храм», – заявил митрополит в эфире канала «Россия 24».
Рассказал Иларион и о том, как Церковь видит распорядок дня россиян: «Утром они идут в храм, потом проводят время в кругу семьи... Воскресенье часто используется для шопинга, потому что остальные дни заняты чем-то другим. Кроме того, встает вопрос о людях, которые работают в этих организациях, – ведь они лишаются в воскресенье возможности пойти в храм, побыть со своей семьей». Священнослужитель предположил, что отнимающий слишком много времени шопинг является одной из причин распада семей.
Миссионерский подход Илариона к защите малого бизнеса оригинален, однако обладает сомнительной продуктивностью. Распорядок воскресного дня, предложенного им для православных христиан, оставляет место, кажется, исключительно для приема духовной пищи, но не для обеспечения средствами к существованию собственной семьи, с которой предлагается проводить время. А храмы и супермаркеты митрополит рассматривает как своего рода сообщающиеся сосуды.
Верующие скорее всего согласятся с мнением митрополита Илариона о том, что воскресенье нужно провести с любящими домочадцами. А вот попытку заставить их сделать это административными методами, не оставив в воскресенье открытыми никаких дверей, кроме дверей храмов, они, вероятнее всего, встретят в штыки. Как и любое другое свидетельство того, что их свободой Церковь пренебрегает.
Ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин считает идеалистический подход митрополита Илариона и поддерживающих эту идею церковных деятелей следствием того, что жизнь священноначалия слабо пересекается с жизнью рядовых верующих. «С миссионерской точки зрения, эта идея лишена всякого смысла. Если закрыть все супермаркеты, то люди обязательно пойдут с утра в церковь? Это довольно странно. С другой стороны – почему верующие, которые утром посетили литургию в храме, не могут съездить после нее с семьей в супермаркет? Как это повредит их душе – тоже неясно… Эти вопросы и противоречия связаны с неким искаженным представлением о действительности в руководстве Церкви. Меня удивило то, что такой утонченный богослов, музыкант, как митрополит Иларион, когда касается житейских дел, способен выдавать идеи такие же, как депутат Виталий Милонов», – говорит религиовед. Но есть и еще один момент, который, как считает Лункин, может логически объяснить идею митрополита Илариона: «Церкви довольно сложно привлечь массу людей, называющих себя православными, в храмы, поэтому сегодняшняя связка Церкви и государства рождает иллюзию, что с помощью административного давления можно привести людей к церковной жизни, направить, как стадо, из супермаркета в храм. Это является безусловной иллюзией и свидетельствует, во-первых, об отрыве от реальной жизни, а во-вторых – о том, что многие церковные деятели слишком большие надежды возлагают на связь с государством».
Доцент Высшей школы экономики Борис Кнорре считает, что запрос на «время тишины» для молитвы у современных верующих, безусловно, реален, и, невзирая на обстоятельства жизни в современном мире, Церковь должна идти навстречу этому запросу: «В условиях, когда время работы становится нерегламентированным, в условиях повышенной информационной нагрузки запрос на time-off есть, и Церковь может его использовать». Однако обращаться в этом случае стоило бы напрямую к хозяевам супермаркетов, среди которых, по мнению религиоведа, есть верующие: «Церковь должна говорить глубже, не сосредотачиваясь на своих институциональных формах. Она предлагает из экономической институциональности шопинга, который уже стал традицией, перебраться в институциональность церковную. Необходимость отдыха и свою позицию Церковь может обосновать и по-другому – есть ведь регламентирующая отдых заповедь. Замыкать всё на корпоративные и конфессиональные традиции было бы неправильно».
Митрополит Иларион упомянул и о «более христианской» организации времени работы супермаркетов в Европе и о том, что верующие там приспосабливают под нее свой распорядок дня. Однако в России делать это им будет сложно, если храм останется не просто предпочтительной, но единственной альтернативой супермаркету. Да и реалии рынка труда в России таковы, что работники супермаркетов, среди которых много мусульман, куда больше обрадуются дополнительному времени для молитвы в пятницу, а не в воскресенье.