Фото Getty Images
Бывший ведущий Первого канала Петр Толстой, ныне депутат Госдумы от «Единой России» и вице – спикер нижней палаты, сильно удивился гневной реакции общественности по поводу его слов насчет «черты оседлости», откуда якобы «выскочили» в 1917 году предки тех, кто протестует ныне против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви.
«Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах «признаки антисемитизма», – написал Толстой в своем Facebook. – Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны. Кому-то явно очень хочется навесить ярлык в попытках внести в общественную дискуссию очередную линию раскола, теперь – по национальному признаку”. Толстой дал понять, что антисемитизм в его словах насчет черты оседлости могут разглядеть только «особо бдительные товарищи», но и то, эти «товарищи» антисемитизма не выявили до конца, а только «хотят разглядеть».
НГ напоминает, на днях Петр Толстой выступал на пресс – конференции посвященной передаче Русской православной церкви Исаакиевского собора в Петербурге. Депутат прямо шокировал аудиторию своим определением противников возвращения Церкви храма – символа Питера. «Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс., – сказал Толстой. – Протестуют люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году. Сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, – продолжают дело своих дедушек и прадедушек». Тем самым единоросс подвел аудиторию к нелепому выводу, что все противники передачи Исаакия Церкви якобы имеют еврейское происхождение и по умолчанию» являются врагами России. Так, в частности, прокомментировал поступок Толстого депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский: «Вице-спикер Госдумы Толстой заявил, что против передачи Исаакия церкви выступают евреи – потомки тех, кто сто лет назад разрушал храмы. Интересно, скоро его братья по разуму в Госдуме вспомнят, кто Христа распял? И да, ждем про кровь христианских младенцев. Как там писал гениальный Станислав Ежи Лец: «Когда он решил, что достиг дна, снизу постучали».
Фраза депутата – единоросса насчет «потомков» тех, кто «выскочил из – за черты оседлости» в 1917 году была резко раскритикована еврейской общественностью России. Пресс – секретарь Федерации еврейских общин России Борух Горин назвал слова Петра Толстого «открытым антисемитизмом. «Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае – юдофобские». Горин, разоблачая Толстого, заявил, что у евреев России совершенно разные взгляды на тему того, надо ли возвращать Церкви Исаакий и другие ныне находящиеся в собственности государства храмы. «И уж, конечно, это никак не связано с тем, как вели себя те или иные прадеды. Например, мой прадед, будучи кантором (руководитель хора в синагоге – НГ) и резником, был лишенцем, то есть лишен избирательного права. В разрушении русских церквей, конечно, никакого участия не принимал». Пресс – секретарь ФЕОР, желая показать, что Толстому лучше бы помолчать насчет «предков», напомнил, что вице – спикер приходится родственником писателю Льву Толстому, чья антицерковная позиция привела к тому, что его предали при жизни анафеме, а после смерти писателя многие иерархи РПЦ отказались чтить его память. Своей посмертной реабилитацией автор «Войны и мира» обязан личному распоряжению императора Николая II.
Член комитета Госдумы по этике Александр Кравец (КПРФ) также осудил поведение вице – спикера палаты. «Если поступит заявление, то, вероятно, комиссия ГД по депутатской этике будет его рассматривать, – сказал Кравец журналистам. – Я думаю, что оснований для заявления более чем достаточно. Очень жаль, что потомок великого Толстого, которого Церковь отлучила, предала анафеме, говорит такое. Его отлучала та самая Церковь, которая сегодня хотела бы иметь в распоряжении творения государства российского. Думаю, что это зло и неумно для зрелого человека». Спикер Госдумы Вячеслав Володин по поводу «черты оседлости» сказал так: «Если есть необходимость проведения встречи по этому вопросу, тем более у нас постоянный контакт с руководством Федерации еврейских общин, дружеские отношения и с руководством, и с теми, кто представляет общину, считаю, что в этом проблемы как раз не будет. Мир и согласие лежат в основе развития нашего общества и тех достижений, которые есть у страны. Когда речь идет о заявлениях, их всегда надо делать взвешенно, и не допускать каких-то выпадов, которые могут обидеть ту или другую национальность, народность», – сказал Володин. Тем самым спикер Госдумы дал понять, что по мере необходимости руководство палаты обсудит поведение ее вице – спикера с еврейской общественностью России, которую оскорбил депутат – единоросс. Но Володин также отметил, что в плане высказывания Толстого «не надо натягивать вину на себя». «Если бы человек вышел за рамки и сказал что-то о какой-то конкретной национальности, какие-то другие провел параллели, тут было бы все понятно. Но, вот из этой прямой речи (Петра Толстого – НГ) этого нет». Володин предположил, что упоминая черту оседлости, его коллега мог иметь в виду вовсе не евреев, а каторжников. «Это термин применялся к каторжанам, потом каторжане стали занимать руководящие должности во время революции. А если он (Толстой – НГ) имел в виду вот это? Его кто-то спросил?».
Вице – спикер Госдумы, как уже сказано выше, от своих слов насчет «выскочивших из-за черты оседлости» не отказывается и антисемитизма в них не видит. Если судить исторически, существовавшая до 1915 года в России пресловутая черта оседлости была типичным большим еврейским гетто. Конечно, не таким, какие потом возродят нацисты, но все же гетто.