На картинке участник конкурса "Голос" иеромонах Фотий (Мочалов). Кадр из эфира Первого канала
На сайте Московского патриархата появился документ, который предлагает установить перечень профессий, несовместимых с саном священнослужителя. Он был подготовлен в Межсоборном присутствии. Пострадать может внецерковная карьера таких известных священнослужителей, как иеромонах Фотий, победитель шоу «Голос».
Перечень профессий, которые авторы проекта полагают неприемлемыми для священника, содержит семь пунктов. Несовместимыми с церковным служением являются воинская служба и служба в органах исполнительной власти, связанная с пролитием крови врачебная практика, «морально сомнительная» работа, профессиональное занятие коммерцией, спортом и шоу-бизнесом. Светские профессии авторы священникам вовсе не запрещают, но подчеркивают: «для священнослужителя долг перед Богом и Церковью в любых обстоятельствах должен быть безусловным приоритетом».
По всей видимости, самым обсуждаемым станет пункт о врачебной деятельности. Почитаемые в православии чудотворцы Косма и Дамиан были искусными врачами. Более близок к нашему времени пример архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), названный исключением, связанным с «обстоятельствами времени, в которое он подвизался», и это исключение не следует возводить в правило.
Тем не менее священнослужители РПЦ сейчас заняты и в светских государственных структурах, и в шоу-бизнесе, который «влечет за собой усиленные соблазны, недопустимо осуществление клириком профессий в этой области». Многим известен иеромонах Фотий (Мочалов), которого с победой в шоу «Голос» поздравлял сам патриарх Кирилл. Менее знаком публике игумен Филипп (Симонов) – начальник инспекции по контролю за банковской системой, Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями Счетной палаты РФ. Появившаяся на сайте патриархии инициатива ставит вопросы, касающиеся как этики их работы, так и вопросы, например, службы священников в вооруженных силах. Некоторые капелланы любят позировать с оружием в руках.
«То, чем занимается отец Фотий, – это все-таки не шоу-бизнес, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. – Он участвовал в проекте «Голос», но системной деятельности, которую можно было бы назвать шоу-бизнесом, я думаю, он не ведет. Что касается священнослужителей, которые фотографируются с оружием, – то здесь надо подходить контекстуально. Если человек взял в руки оружие – это не значит, что он это сделал, чтобы убивать себе подобных. У нас нет установленного Церковью табу на то, чтобы прикасаться к оружию. Это вопрос того, что делает человек, – если он взял ружье, чтобы подержать его в руках для фотографии, я думаю, что это не составляет нарушения канонических правил. Если же он взял оружие, чтобы служить в армии, потенциально кого-то лишать жизни – тогда, конечно, это нарушение».