0
10129
Газета Вера и общество Интернет-версия

29.12.2016 00:01:00

4. Грозненская фетва

Тэги: чечня, ислам, мусульмане, фетва, сунниты


чечня, ислам, мусульмане, фетва, сунниты Документ о том, кого считать «людьми Сунны», появился в столице Чечни. Фото с сайта www.grozny-inform.ru

На состоявшейся в Чечне в конце августа международной богословской конференции «Последователи Сунны: кто они?» мусульманскими лидерами России была принята «Грозненская фетва» – первый в России документ, определяющий границы традиционного суннитского ислама в пространстве российской мусульманской общины.

Согласно тексту фетвы, традиционность оценивается по трем критериям – иману (религиозной вере), исламу (покорности человека Аллаху) и ихсану (поклонению). В основе имана сунниты следуют акыде (вероубеждению) имамов Абу Хасана аль Ашари и Абу Мансура аль Матуриди. Живший на территории нынешнего Ирака имам Ашари (873–936) разработал и развил догматику четырех мазхабов ислама, развил традицию богословской полемики с христианством, иудаизмом и атеистическими воззрениями, ввел догмат о несотворенности (даровании свыше) Корана, разработал комплекс положений современного шариатского права. Житель Самарканда имам Матуриди (870–944), ведущий богослов ханафитского мазхаба (богословско-правовой школы), дополнил ашаритскую акыду положениями о наличии у человека свободы выбора и о том, что иман не заключается в автоматическом исполнении обрядов. Учениям Ашари и Матуриди исторически следуют сунниты России – последователи ханафитского и шафиитского мазхабов. По «Грозненской фетве», к традиционному суннизму относятся эти два мазхаба, а также маликитский (Северная Африка) и ханбалитский (страны Персидского залива). «В основе ихсана (поклонения) суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего имамами суфиев Абу аль Касимом аль Джунайди бин Мухаммад аль Багдади, Абд аль Кадиром аль Джиляни, Мухаммадом Бахауддином Накшбанди и подобными им праведными наставниками», – говорится в тексте «Грозненской фетвы». Абд аль Кадир Джиляни (1077–1166) и Мухаммад Накшбанди (1318–1389) – основатели суфийских тарикатов Кадирийя и Накшбандия, которым следуют сунниты Чечни, Ингушетии и Дагестана.

Вне поля традиционного суннизма, согласно «Грозненской фетве», находятся «заблудшие секты современности»: «чистый ислам» (ваххабизм), хабашизм (учение эфиопского проповедника Абдуллаха аль Харари) и идеология запрещенных в России террористических организаций «Исламское государство», «Братья-мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир». В тексте фетвы говорится, что документ обязателен для исполнения всеми мусульманами России. Этот пункт вызвал резкую критику со стороны руководства Совета муфтиев России (СМР), который обвинил чеченских суфиев в попытке узурпации власти в российском исламе. В СМР заявили, что действующую редакцию фетвы они принять не могут, поскольку она «несет угрозу межнациональным и межрелигиозным отношениям» в России. В ответ на «Грозненскую фетву» СМР 21 октября опубликовал свой документ, где обозначил, что нельзя считать мусульманами лишь тех, кто: 1) нетерпим к чужому мнению; 2) покушается на жизнь и имущество других людей; 3) унижает честь и достоинство других мусульман; 4) разжигает религиозную войну.               


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Когда незнание стоит дорого: почему финграмотность — это защита

Когда незнание стоит дорого: почему финграмотность — это защита

Роман Каширин

0
1463
Брянский мясокомбинат: так не доставайся же ты никому!

Брянский мясокомбинат: так не доставайся же ты никому!

Сергей Кривенков

0
2239
Аналитики КПРФ объявляют электоральную тревогу

Аналитики КПРФ объявляют электоральную тревогу

Дарья Гармоненко

Политическая радикализация осталась единственным выходом из системного тупика

0
2862
Минюст изучает историю российской правоохраны

Минюст изучает историю российской правоохраны

Екатерина Трифонова

Сокращение срока расследований укрепит особый порядок уголовного судопроизводства

0
2602

Другие новости