Пикет якунинцев показал, что 148-я статья УК РФ стала скандальной еще до своего «рождения». Фото Романа Пименова/Интерпресс/ТАСС
Неканоническая «Апостольская православная церковь» (АПЦ), созданная в 90-х годах Глебом Якуниным, инициировала в Петербурге серию одиночных пикетов против статьи 148 Уголовного кодекса РФ, карающей за оскорбление чувств верующих. Реакция прихожан и духовенства РПЦ на действия якунинцев пока колеблется от равнодушия к негативу. Но питерские пикеты показывают, что в российском обществе к статье 148 УК РФ отношение крайне неоднозначное. Судебные прецеденты по этой статье обернулись скандалами.
Первая акция АПЦ за отмену статьи 148 УК прошла 18 ноября. Двое священников АПЦ в сопровождении секретаря ЦК партии «Коммунисты России» Михаила Машковцева и депутата Заксобрания Петербурга Бориса Вишневского встали на набережной канала Грибоедова с плакатами «Бог поругаем не бывает», «Чувства верующих защищает Господь» и «Чувства верующих оскорбить нельзя». Участник акции епископ АПЦ Григорий Михнов-Вайтенко (сын известного советского барда Александра Галича) заявил, что криминализация оскорблений чувств верующих противоречит заповеди Христа «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». «В этой ситуации не нужны дополнения в виде законов, – заявил участник пикета петербургским СМИ. – Я не согласен с самим фактом существования этой статьи».
Полиция отнеслась к пикету спокойно: у участников только переписали паспортные данные. Прохожие не обратили на пикетчиков внимания. Интерес к акции проявил только мужчина, представившийся помощником депутата Госдумы Виталия Милонова: он в течение долгого времени стоял возле пикетчиков. Питерский депутат-яблочник Борис Вишневский, участник акции и давний друг Михнова-Вайтенко, возмутился тем, что полиция переписала у пикетчиков данные их паспортов.
Как заявили протестующие, серия их пикетов инициировалась не просто так. Пикет от 18 ноября, в частности, направлен на защиту задержанных 14 ноября участников митингов протеста против строительства православного храма в московском парке «Торфянка». «НГ» напоминает, что 15 участников протестного движения «Спасем Торфянку» пока проходят как свидетели по части 3 статьи 148 УК РФ (Воспрепятствование действиям религиозных организаций). Но защита торфянцев не исключает, что в процессе следствия их могут переквалифицировать в подозреваемые. Адвокат православного движения «Сорок сороков» (инициатор строительства храма в «Торфянке») Оксана Михалкина прямо говорит, что активистам может грозить обвинение по статье 282 УК РФ («Разжигание межнациональной и межрелигиозной розни»), то есть уголовное наказание может быть более жестким, чем по статье 148.
Акцию питерских якунинцев против статьи 148 УК РФ (она же – в защиту торфянцев) в руководстве Русской православной церкви пока никак не комментируют. Равнодушно к ней относятся прихожане храмов РПЦ и рядовое духовенство. Разве что некоторые читатели популярного в Facebook блога протоиерея Всеволода Чаплина позволили себе реплики вроде: «Опять эти раскольники-самосвяты жить людям не дают…» Многие вспомнили, что АПЦ обвиняет Российскую Федерацию в «разжигании братоубийственной войны» в Украине. Но в социальных сетях звучит также мнение, что манифестация АПЦ против 148-й статьи имеет рациональное зерно. Ведь эта статья УК появилась в результате «дела Pussy Riot» – судебного процесса, правомерность которого ставилась тогда под сомнение в том числе и многими известными священнослужителями РПЦ. «НГ» напоминает, что когда статья 148 только обсуждалась в Госдуме, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев сравнил ее с полицейской дубинкой и веревкой, которая, по словам Кураева, «потихонечку будет душить» всех россиян, в том числе и представителей РПЦ. Кураев предположил, что статья 148 легализует в России доносительство в духе 30-х годов.
Самый первый процесс по оскорблению чувств верующих – возбужденное в начале с.г. дело против жителя Ставрополя Виктора Краснова, администратора атеистического паблика «ВКонтакте», – обернулся большим скандалом. Некоторые православные верующие в соцсетях желали «выпустить Краснову кишки», что возмутило даже представителей обвинения по этому делу. Православные активисты из Ставрополя, по заявлению которых и было возбуждено дело, были приведены на суд принудительно. На суде один из православных ревнителей не мог вспомнить полного текста православного Символа веры. Его товарищ, говоря о заповеди Христа любить и прощать врагов, буквально сказал судье: «Мало что на заборе написано». С лингвистической экспертизой по «делу Краснова» случился курьез: иудейский праздник Пейсах судебные лингвисты интерпретировали как падежную форму от слова «пейсы».
Второй известный прецедент по статье 148 – «дело дагестанского борца Саида Османова», обвиняемого в осквернении статуи Будды в столице Калмыкии Элисте, – подробно освещался «Независимой газетой» в материалах «Обидчика Будды могут вызволить из Калмыкии» (от 17.06.16) и «Дело «буддоборца» ждет осенних выборов» (от 29.06.16). В беседах с корреспондентом «НГ» общественики из Дагестана и Калмыкии говорили, что суд над Османовым в итоге «только испортил отношения» между дагестанцами и калмыками, а само дело имеет ярко выраженную политическую составляющую, «направленную на дискредитацию дагестанского присутствия в Калмыкии». «Дело Османова» по оскорблению чувств калмыкских буддистов в итоге было закрыто за недоказанностью улик.