Фото Gettyimages
Кардинал Питер Тарксон, главный эмиссар Святого престола на предстоящей в Астане выставке ЭКСПО-2017, сообщил о намерении Ватикана представить в столице Казахстана собственный павильон. По его словам, экспозиция будет называться «Энергия для общего блага: Забота о нашем общем доме». Цель ватиканского участия – демонстрация того, что равный доступ к энергии способствует установлению миролюбия во всем мире. Но опрошенные «НГ» эксперты говорят, что присутствие Ватикана на ЭКСПО – это скорее заслуга Астаны.
«Участие Ватикана в ЭКСПО-2017 в Астане, прежде всего, рассматривается нами как возможность для поддержания диалога со всеми заинтересованным
Питер Тарксон во время последнего конклава считался одним из папабилей (кандидатов в папы). В настоящее время он префект т. н Дикастерии по содействию целостному человеческому развитию. С 1 января 2017 года этот орган сосредоточит в себе функции четырех упраздняющихся папских советов: Совета справедливости и мира, Совета Cor Unum («Единым сердцем»), Совета по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих и Совета по пастырскому попечению о работниках здравоохранения. Таким образом участие Ватикана в ЭКСПО – 2017 станет одним из первых проектов комиссии по экологии в составе новой дикастерии.
Справедливое распределение энергии является принципиальной позицией для кардинала Тарксона, который уже неоднократно выступал с критикой существующей экономической системы; папа Франциск также известен вниманием к проблемам социальной справедливости и экологии. Однако сможет ли Ватикан предложить что-то новое в вопросах энергетики Казахстану и Средней Азии? Казахстанский политолог Асылбек Избаиров в этом сомневается. «В 2007 был визит папы в Казахстан. – сказал Избаиров в беседе с «НГ». – Наша католическая община представлена теми, кто когда-то жил здесь и до сих пор живёт: немцы, поляки – к ним Ватикан проявляет интерес. Казахстан как государство занимает геополитически важное положение в регионе и выдвигает многие международные инициативы. В этом плане интерес Ватикана закономерен. Однако, что конкретно может предложить Ватикан, тем более как теократическое государство, я затрудняюсь ответить». Востоковед Александр Князев сказал «НГ», что отношения Ватикана со Средней Азией декларативные – через местные небольшие католические общины. «Ватикан может стать посредником между европейскими странами, где он может иметь влияние на деловые круги, и двумя республиками, Казахстаном и Узбекистаном, где в качестве связующего звена есть община и существуют некие отношения между Ватиканом и этими странами. Обе страны, и Казахстан, и Узбекистан, энергоресурсные. Попытки активизировать взаимоотношения могут быть только в этом русле. Но я с сомнением отношусь к этому. На энергетических рынках обеих стран давно присутствуют куда более серьёзные игроки, чем Ватикан». По мнению главного редактора журнала «Вопросы национальной стратегии» Аждара Куртова, интерес Ватикана к ЭКСПО -2017 это больше успех казахстанской дипломатии, чем проявление реального интереса Святого престола. «Немалые усилия к участию Ватикана в ЭКСПО приложили в Астане, – сказал Куртов «НГ». – Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев постоянно выступает с инициативами типа создания всемирной единой валюты или всемирной ядерной безопасности. В плане энергетики в Астане много говорят о переходе к возобновляемой энергетике, но это больше самопиар, чем конкретные разработки. В отношении религии они такую же позицию занимают: пытаются проводить так называемые съезды мировых религий в Астане, но особых успехов эти съезды не приносят. Как были межнациональные конфликты, в том числе в самом Казахстане, так они и происходят». Как считает Куртов, вряд ли интерес Ватикана к Казахстану связан и с миссионерством. «Там в девяностых годах осуществлялась политика вытеснения «нетитульного» населения. Не только русских: некогда огромная немецкая община Казахстана в итоге сократилась на сотни тысяч человек».