Фото со страницы Салаха Межиева в социальной сети
Муфтий Чечни Салах Межиев предложил президенту Владимиру Путину запретить в России ваххабизм. Идею Межиева поддержал муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердыев. Опрошенные «НГ» эксперты говорят, что запретить ваххабизм в России пытаются уже более 10 лет, но безрезультатно. Главная причина: отсутствие в законодательном и экспертном обиходе четкого определения этого течения в исламе.
«Мы приняли обращение к президенту России, чтобы на основании этих документов и нашего общего согласия ваххабиты были запрещены на законодательном уровне», – заявил вчера Салах Межиев. Под ваххабизмом власти Чечни подразумевают как запрещенные в России террористические организации вроде «Исламского государства» или «Братьев-мусульман», так и само явление «салафизм», или «чистый ислам». Отец лидера Чечни Рамзана Кадырова Ахмат Кадыров – первый руководитель российского региона, который делегетимизировал «чистый ислам» как явление, запретив его исповедание на территории Чечни в 2000 году. В 1999 году проповедь «чистого ислама» была запрещена в Дагестане республиканским законом. Народное собрание (парламент) Дагестана в 2000 году ходатайствовало в Госдуме РФ о придании республиканскому запрету общефедерального статуса. Но безуспешно. Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы отказал парламенту Дагестана по причине «невозможности правового запрета религиозного течения, которое имеет свою длительную историю». В апреле с.г антиваххабитский закон в Дагестане был фактически отменен. Тем более что «чистый ислам» в Дагестане в 2011 году был легитимизирован «правовым режимом» салафитско-суфийского диалога. Главный редактор журнала «Вопросы национальной стратегии» Аждар Куртов считает, что антиваххабитской инициативе властей Чечни вряд ли будет дан общероссийский ход. «Исторически и политически ваххабизм – это идеология правящей династии Саудовской Аравии, – сказал Куртов корреспонденту «НГ». – Можно себе представить, чтобы Россия сделала шаг, который будет крайне враждебно встречен в суннитском мире? Саудовский король – хранитель двух святынь ислама, Мекки и Медины. Хотя бы по этой причине на общефедеральном уровне вряд ли кто-то будет осуществлять на законодательном уровне процедуры вроде той, что предложил муфтий Чечни». Куртов сказал, что можно запретить ваххабизм, опираясь на прецеденты с запретами в РФ различных джихадистских организаций. «Но тут есть нюанс. Ваххабизм – это идеология. А антитеррористический список РФ состоит из организаций, которые уличены в практической террористической деятельности. Ставить знак равенства между идеологией и практикой с точки зрения юриспруденции нельзя».
«Трудно запретить в России ваххабизм и в силу некоторых моментов в российской политической истории, – говорит эксперт. – В ЕС делаются попытки отождествить нацизм и сталинизм. Россия этому активно препятствует. В юридической и дипломатической практике есть особенность: если вы поступаете в одной ситуации каким-то образом, это не ударит по вам в другой ситуации, но и не позволяет вам делать что-то аналогичное в других похожих случаях». Аждар Куртов упомянул, что у ваххабизма есть только научное определение, которое многими учеными оспаривается, поэтому оно не может быть взято за основу в процессе юридической процедуры запрета. Но в целом, говорит эксперт, «можно запретить что угодно, была бы политическая воля».
Востоковед и политолог Станислав Тарасов сказал «НГ», что термин «ваххабизм» появился в СССР во время присутствия советских войск в Афганистане. «Чтобы как-то обозначить саудовское влияние в Афганистане, тогда просто взяли название господствующей идеологии в Саудовской Аравии и прилепили его на афганские реалии, – сказал эксперт. – Так и появился в нашем обиходе «ваххабизм» – некорректный и неверный термин. К сожалению, мы используем этот термин, потому что российское, да и европейское востоковедение не выработало до конца адекватного понятийного аппарата для обозначения радикал-исламистских течений и их идеологий».