Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев предложил делать обрезание всем женщинам, чтобы уменьшить на планете разврат. Это заявление муфтий сделал в ответ на просьбу прокомментировать доклад правозащитников о практике ритуальных операций в некоторых районах Дагестана. Член Общественной палаты РФ певица Диана Гурцкая обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить достоверность доклада правозащитников и принять меры.
Муфтий Исмаил Бердиев вчера заявил Интерфаксу: «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на земле». Но спустя несколько часов Бердиев поправился: «Я не призываю обрезать женщин. Это не предписывает ислам, и это просто невозможно». Однако муфтий делает заявления в защиту указанной ритуальной практики второй день подряд. В понедельник он сказал в эфире радиостанции «Говорит Москва»: «Это чисто дагестанский обычай. Делается для того, чтобы женскую прыть немного успокоить».
Заявления Бердиева прозвучали в ответ на просьбу прокомментировать доклад под названием «Производство калечащих операций у девочек в Дагестане», где приводятся данные интервью экспертов «Правовой инициативы России» с жительницами горных районов республики – Гумбетовского, Цумадинского, Тляратинского, Ботлихского и т.д. По словам докладчиков, наибольшее распространение операции получили среди аварцев и близких к ним народов Западного Дагестана, но эта практика встречается и среди агульцев и табасаранцев Южного Дагестана, а также на равнинном севере республики. Как говорят докладчики, через этот обряд, бытовавший еще в советские годы, прошло большинство девочек от 3 до 12 лет. В будущем, говорят правозащитники, этот шокирующий обряд обречен на продолжение, поскольку входит в канву шафиитского мазхаба ислама, который исповедует 90% дагестанцев.
Вчера председатель комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи и материнства певица Диана Гурцкая сообщила, что она попросила генпрокурора РФ Юрия Чайку обратить внимание на данные доклада о «саудовских» нравах в Дагестане: «Гражданские активисты, религиозные деятели разных конфессий, с которыми удалось переговорить в эти дни, рассматривают отчет как попытку покушения на мир и межрелигиозную стабильность на Северном Кавказе. Необходимы меры срочного прокурорского реагирования на действия, нарушающие конституционный принцип защиты материнства и детства».
«Женское обрезание очень закрытая тема в Дагестане, – сказал «НГ» заведующий сектором Кавказа Института востоковедения РАН Владимир Бобровников – По моей информации, это есть в западных районах Дагестана: в Цумадинском, частью в Ахвахском районах и отчасти на равнине – в Тарумовском, Кизилюртовском и других районах, куда в основном едут из цумадинского высокогорья». Бобровников не согласился с докладчиками, что резекция в интимной зоне – повсеместная традиция в республике: «В Южном Дагестане этого нет». Этой фразой ученый поставил под сомнение выводы доклада, что этот обычай есть у агульцев и табасаранцев – народов Южного Дагестана. Бобровников не согласен с докладчиками в плане якобы имеющейся прямой связи архаического обычая с религиозными канонами: «Это не чисто религиозная, а местная традиция. Шафиитский мазхаб не предписывает эту традицию, но и не против нее». Среди шафиитских (как и вообще мусульманских) авторитетов нет единого мнения насчет женского обрезания. Но многие богословы и знатоки ислама считают хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда), предписывающие женское обрезание, недостоверными.
«Как женское, так и мужское обрезание никакого отношения к исламу не имеет, – сказал «НГ» дагестанский врач и общественный деятель Магомед Абдулхабиров, уроженец Цумадинского района Дагестана. – Обряд обрезания изображен еще на фресках Древнего Египта, а иудаизм и ислам это потом присвоили себе. Мужское обрезание полезно с медицинской точки зрения, но женское обрезание – это варварство. Это болезненная, кровавая и калечащая операция, иногда со смертельным исходом, нагноением, страшными болезненными рубцами и сужением мочевого канала и входа. Тот, кто это делает, совершает преступление и по закону должен сидеть в тюрьме».