Фото официального сайта Совета муфтиев России
Лидер Совета муфтиев России (СМР) и Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) Равиль Гайнутдин прибыл в Анкару по приглашению главы Управления Турции по делам религии Мехмета Гёрмеза. Накануне в Стамбуле побывал первый заместитель Гайнутдина по ДУМ РФ и имам-мухтасиб Санкт-Петербурга Дамир Мухетдинов, принявший там участие в митинге в поддержку президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Российские исламские деятели посетили Турцию накануне визита Эрдогана в Петербург.
В пресс-службе СМР «НГ» пояснили, что совпадение визитов Гайнутдина и Мухетдинова в Турцию и Эрдогана в Россию – это не совсем случайность.
«На протяжении периода напряженности российско-турецких отношений у Совета муфтиев была однозначная позиция: любой конфликт не надо усугублять, – говорит пресс-секретарь СМР Гульнур Газиева. – В течение всего периода (с ноября 2015 по конец июня с.г. – «НГ») СМР заявлял, что Турция всегда была партнером России, а в условиях и без того хрупкого геополитического мира партнерские отношения выше и ценнее ситуативных выводов и амбиций. Примерно полгода назад Равиль Гайнутдин написал письмо на имя президента России Владимира Путина, где предложил свою персону в качестве «народного дипломата» в диалоге с Турцией». Предложение Гайнутдина, по словам Газиевой, было воспринято Кремлем позитивно. «В мире намного выгоднее жить. Будем надеяться, что с помощью Равиля хазрата (Гайнутдина. – «НГ») будут найдены точки соприкосновения, которые развернут ситуацию между Россией и Турцией в лучшую сторону», – говорит Газиева.
«НГ» располагает информацией, что накануне поездки в Анкару Равиль Гайнутдин отправил письмо на имя Реджепа Тайипа Эрдогана с просьбой не применять смертную казнь к руководителям мятежа военных, произошедшего 15 июля с.г. Прозвучала информация, что в планы Гайнутдина входит встреча с Эрдоганом. Состоится ли эта встреча, в СМР точно сказать пока не могут.
По мнению востоковеда Станислава Тарасова, встреча Равиля Гайнутдина с Мехметом Гёрмезом носит частный характер и не имеет принципиального значения. «Гайнутдин встретится с Гёрмезом, может быть, и с кем-то из высокопоставленных чиновников из МИДа и правительства Турции. Но эти встречи будут иметь больше значения для Турции, чем для России. Турция сейчас позиционирует себя как сторонница сближения с Россией. Эрдоган накануне своего выезда в Петербург назвал Владимира Путина своим «добрым другом», хотя совсем недавно всячески дискредитировал российского лидера». Как отметил востоковед, Турция хочет показать, что окончательно порвала с экспансионистской идеологией, которую в этой стране теперь связывают с деятельностью проповедника Фетхуллаха Гюлена, и возвращается к классическому, партнерскому формату межмусульманских отношений.
Находясь в Анкаре, Равиль Гайнутдин примет участие в сессии Евразийского исламского совета. «Эта организация служит для того, чтобы среди мусульман была выработана наша позиция срединного ислама, которую разделяют в Турции, – объяснила Гульнур Газиева. – В турецком исламе, как и в нашем, звучит призыв к миру, диалогу и стабильности». Станислав Тарасов сообщил «НГ», что Евразийский исламский совет – это ни к чему не обязывающий форум. «У Турции есть своеобразный комплекс насчет всяких форумов, съездов. С помощью этих форумов и съездов Турция показывает, что она ведущая мировая держава, с которой считается весь исламский мир. У многих турок в подсознании живет идеология османского халифата. А форумы вроде Евразийского исламского совета укрепляют у турок эту подсознательную иллюзию».