На фото Мухаммед бен Сальман. Фото Reuters
Совмин Королевства Саудовская Аравия принял амбициозную программу «Саудовское видение-2030». Ее представил сын монарха, наследник наследника престола (именно таков его официальный, титул) Мухаммед бен Сальман, с которым его отец, король Сальман связывает перспективы назревшей модернизации крайне традиционного и глубоко консервативного аравийского общества.
Реализация этой социально-экономической программы во многом, если не целиком, зависит от политической ситуации. Она принята в условиях, когда во внешнеполитической области Саудовская Аравия активно участвует в йеменском и сирийском конфликтах, находится в острой конфронтации с Ираном. А во внутренней политике дают о себе знать шиитская фронда в Восточной провинции, где сосредоточены саудовские углеводороды. «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая группировка), угрожающее династии Саудитов и грозящее изгнать их из Мекки и Медины, уже пустило корни в стране. Там учреждено полдесятка вилаетов ИГ.
После принятия и опубликования программы «Саудовское видение-2030» принц бен Сальман отправился в США для переговоров о ее реализации с политиками (включая президента), бизнесменами, военными, обозначив таким образом вектор модернизации – с ориентацией на Вашингтон. США еще раньше стали площадкой, на которой и была осуществлена презентация реформаторского курса вероятного будущего короля Саудовской Аравии. Вышел номер Bloomberg Business week с заказными материалами, посвященными Мухаммеду бен Сальману и его настрою на модернизацию саудовского общества. Состоялась премьера фильма, тоже заказного, «Голограмма для короля» (реж. Том Тыквер, в главной роли – Том Хэнкс).
В материалах Bloomberg говорится, что «в принце Мухаммеде США могут найти отзывчивого долгосрочного союзника в хаотическом регионе». Особо прописывается отношение принца к Израилю. Цитируется сенатор-республиканец Линдси Грэм, который ранее в составе делегации конгресса США встречался в Эр-Рияде с принцем Мухаммедом. Грэм сообщает, что целый час Мухаммед заявлял, что Израиль и Саудовская Аравия имеют общих врагов в лице ИГ и Ирана. Утверждается, что либерализация обязательно приведет к столкновению с ваххабитским духовенством. Американцев особенно напрягает отношение к женщине в Саудовской Аравии. По этому поводу принц Мухаммед сообщил: «Мы считаем, что в исламе женщинам гарантированы те права, которые они еще (в Саудовской Аравии. – «НГ») не получили». Тем самым он бросил вызов ваххабитскому духовенству, которое категорически выступает против того, чтобы женщина водила автомобиль, самостоятельно, без сопровождения взрослого родственника-мужчины передвигалась в публичном пространстве и т.п. Принц рассказал, что он «работает» с теми «людьми из религиозного истеблишмента, которые, искаженно трактуя ислам, блокируют предоставление женщинам прав, гарантированных исламом».
Ясно, что принц говорит не о том исламе, который практикуют «люди из религиозного истеблишмента». В преамбуле «Саудовского видения-2030» слово «ислам» употребляется полтора десятка раз. Провозглашается, что «конституция нашей страны (Саудовской Аравии. – «НГ») – ислам…». Однако в документе подразумевается не ваххабизм, в настоящее время являющийся официальной религией Саудовской Аравии, а тот ислам, который хотели бы видеть реформаторы-либералы, – ислам умеренный. Декларация, приведенная выше, имеет продолжение: «…Ее (Саудовской Аравии. – «НГ») курс – васатыйя», то есть «ислам середины (от араб. «васат»)», без крайностей. «Исламские принципы» корректируются «методом васатыйи и умеренности».
Саудовская Аравия позиционируется документом как арабское и исламское образование. Не раз говорится о том, что Саудовская Аравия – часть «нашей арабской и исламской уммы (нации. – «НГ»)». То есть Саудовской Аравии приписывается арабская и исламская идентичность. Причем арабская идентичность ставится на первое место. В других местах документа говорится о «саудовском, арабском и исламском наследии» Саудовской Аравии.
В документе наблюдается явный крен в сторону арабского национализма (панарабизма). И весьма показательно, что телеканал «Аль-Арабия» дал в эфир обращение второго человека в режиме Саддама Хусейна, теоретика и практика панарабизма Иззата ад-Дурри. Он характеризует Саудовскую Аравию как «лидера арабской нации» и призывает арабские государства сплотиться вокруг королевства в противостоянии Ирану.
В конце преамбулы «Саудовского видения-2030» анонсируется создание «самого большого в мире» музея ислама. При нем будет создан исследовательский центр, где будут собраны исламские улемы (религиозные ученые). Вполне допустимо расценивать этот проект, с одной стороны, как стремление создать резервацию для ваххабитского ислама в будущей Саудовской Аравии образца 2030 года, а с другой стороны – как утешительный приз для ваххабитского духовенства, которое планируется вытеснить в эту резервацию.
Крайне настороженно, чтобы не сказать враждебно, воспринимают эти прожекты не только ваххабитские улемы, но и многие аравийцы. Их пугает модернизация Саудовской Аравии, которой грозит американизация. Образ американизирующейся Аравии представлен в «Голограмме для короля». Там американцу можно напиться вусмерть, провести время в ночном клубе с наркотиками и беспорядочным сексом, закрутить интрижку с замужней саудийкой и после полового акта поплавать в море с ней топлес. При этом устроиться на работу с зарплатой, большей, чем у себя на родине.
Генеральный секретариат Совета великих улемов (высшая государственная религиозная инстанция в Саудовской Аравии) выступил с неодобрением проекта принца Мухаммеда. В заявлении говорится, что в сложнейших условиях, в которых находится страна, нельзя выступать с неразумными проектами, которые могли бы разрушить единство саудовского общества. Все должны заботиться о «прочных, непреходящих основах Страны Двух Святынь, которые установили строители этого государства в политической системе правления, представленной в следовании исламскому шариату и в сохранении Религии Аллаха в ее неизменных догматах и обрядах». Реакция негосударственных объединений наверняка будет более жесткой.
Нельзя исключать, что теракты 4 июля, в День независимости США, в Джидде (против американского консульства) и в Медине (против мечети Пророка), осуществленные филиалами ИГ на саудовской территории, – первые практические протесты аравийцев против курса на американизацию, проводимого династией Саудитов.