В Татарстане думают, что крест в Ташкирмене повалили либо ваххабиты, либо собиратели металлолома Фото с сайта www.tatar-inform.ru
В Лаишевском районе Татарстана (центральная часть республики) было совершено уголовное деяние по статье 148 УК РФ («Оскорбление чувств верующих»). В селе Ташкирмень было срезано сваркой и повалено 6-метровое металлическое поклонное распятие, установленное православным приходом села на частном участке. В Татарстане полагают, что за этим могут стоять или местные ваххабиты, или татарские националисты. В Ташкирмене живут кряшены – православный тюркоязычный этнос Поволжья и Урала, к которому ваххабиты и националисты питают особо «теплые» чувства.
Правоохранительные органы выясняют, кто срезал и повалил крест в Ташкирмене.Заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров назвал крестоповал в Ташкирмене актом вандализма, не имеющим никакого отношения к ценностям, которые исповедуют жители Татарстана. «Наверное, это провокация», – сказал Батров.
Поскольку инцидент произошел в кряшенском селе, в поволжской республике начинают думать, что за ним могут стоять или ваххабиты, или татарские националисты. В ноябре 2013 года в Татарстане произошли массовые поджоги кряшенских храмов, за которыми стояли местные поборники «чистого ислама». От рук ваххабитов тогда всего пострадало семь кряшенских церквей, полностью сгорели три – в Мамадышском и Рыбнослободском районах республики.
Наблюдатели предположили, что надругательство над распятием могли приурочить к знаменательной дате – предстоящему 21 июля визиту патриарха Московского Кирилла в Татарстан. В 2013 году в Поволжье родилась версия, что «джихад» против кряшенских церквей тоже «приурочили к дате» – в отместку за состоявшиеся накануне в Казани акции в защиту прав русского населения Татарии, которые были проведены во время «Русского марша», 17 ноября того года.
Версию, что крест в Лаишевском районе (к слову, на родине легендарного защитника Брестской крепости Петра Гаврилова) в июле 2016 года повалили ваххабиты, корреспонденту «НГ» высказали местные жители татарской и русской национальности. Вот, что рассказал «НГ» на этот счет глава Кряшенской духовной миссии Татарстана священник Димитрий Сизов: «Версия с ваххабитами, которые повалили крест, потому что приезжает патриарх, несколько не вписывается в мою личную логику. Откуда этим «товарищам» знать, что патриарх приезжает в Татарстан 21 июля? Думаю, вряд ли они следят за церковными новостями. Крест был поставлен только позавчера. И само место не подходит для провокации. Ташкирмень – это отдаленное село на берегу Волги, не все даже знают о его существовании. Мое личное мнение, что этот инцидент – дело рук злоумышленников из самого села».
«Лаишевский район – не тот, где могли бы, как в других районах республики, хозяйничать ваххабиты и другие радикалы, – продолжает Сизов. – Там проживают главным образом русские и кряшены. До революции 1917 года почти все население нынешнего Лаишевского района исповедовало православную веру. И я хорошо знаю ташкирменцев. Да, они кряшены, но среди кряшен есть разные люди. Есть религиозные кряшены, которые чтят православную веру и православные святыни. А это село настолько нерелигиозное, что, на мой взгляд, кто-то из местных кряшен решился поднять руку на поклонный крест». Слова Сизова отчасти подтверждают комментарии в соцсетях, где говорится, что крест могли свалить «местные алкаши, которые позарились на ценный металлолом».
Кряшены – тюркоязычный православный народ, проживающий в Поволжье и на Южном Урале. Место их наиболее компактного проживания – Татарстан. Однако власти этой республики еще с советских времен отказывают кряшенам в статусе отдельного народа, записывая их как «крещеных татар». «Благодаря» стараниям провластных татарских историков татарами стали такие известные кряшены, как защитник Брестской крепости Петр Гаврилов и генерал Дмитрий Карбышев – символ стойкости духа советского человека. Татарские националисты считают кряшен татарами – манкуртами, которые после падения Казанского ханства, чтобы выслужиться перед Иваном Грозным, отреклись от ислама, крестились и тем самым «продали свою татарскую душу» захватчикам. Еще более, чем националисты, православных кряшен ненавидят местные ваххабиты – как татары, так и представители других национальностей республики, включая ушедших в ваххабизм кряшен и русских. Сторонятся от своих православных собратьев и те кряшены, которые по тем или иным соображениям приняли традиционный для татар ислам и называют себя татарами.