0
11161
Газета Вера и общество Интернет-версия

14.07.2016 00:01:00

"Армянский Лалеш" может расколоть курдов

Тэги: арменяи, ереван, курды езиды, храм


арменяи, ереван, курды езиды, храм Как говорят езиды, «дом у нас может быть где угодно, а Лалеш всегда один». Фото Reuters

В Армении скоро начнут строительство храма курдов-езидов, второго по величине и значимости в мире после известного Лалеша – духовного центра всех езидов мира, расположенного в 40 км от иракского города Мосул. Власти Армении говорят, что храм, получивший название «армянский Лалеш», будет строиться по просьбе езидов – беженцев из Ирака. Но сами езиды говорят, что у «армянского Лалеша» скорее всего будут другие цели, к сожалению, непонятные им.

О том, что храм будет строиться по просьбе езидов – беженцев из Ирака, сообщил курдским СМИ пир (езидский священнослужитель) иракского Лалеша Баба Джавиш. По его словам, община проживающих в Армении курдов-езидов из Ирака достаточно давно отправила правительству Армении просьбу о содействии в отправлении своих религиозных нужд. В июле с.г. власти Армении удовлетворили просьбу беженцев, и в предместье Еревана скоро начнется строительство езидского храма. «Армянский Лалеш» будет состоять из восьми куполов, где центральный – самый высокий, то есть по форме будет повторять свой иракский оригинал.

Директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян в беседе с корреспондентом «НГ» сказал: езидский храм в Армении будет служить для религиозных нужд проживающих в Армении курдов-езидов, а также станет символом многолетних исторических связей между армянами и езидами. «У нас в институте есть ученый-езид, который занимается историей езидского народа. Мы уделяем особое внимание изучению истории, культуры и религии езидов. Мимо нас не проходит и политика османского правительства по отношению к езидам, которые до резни езидов младотурками жили в Османской империи. Но я не разделяю возникающего сейчас мнения, что раз езидский храм появится в Армении, он будет символом противодействия пантюркизму и паносманизму. Идеологических основ для этого я не вижу».

Упомянутая Сафрастяном резня курдов-езидов младотурецким правительством Турции в годы Первой мировой войны шла параллельно с геноцидом армян. «Спасаясь от резни, езиды бежали в российское Закавказье, – рассказывает «НГ» курдский политолог и общественный деятель Юрий Набиев. – Поначалу езиды селились в Эриванской губернии, а потом пошла езидская миграция в другие регионы. В советское время образовалась довольно большая езидская община в Тбилиси. Я родился в Тбилиси, а мой дед бежал от резни езидов в Турции в Армению». Как говорит Набиев, езидская община нынешней Армении – это потомки выходцев из Османской империи. «Она – вторая по численности в мире, по последней переписи – около 80 тыс. человек. Поэтому езидский храм будет строиться прежде всего для армянских езидов. На некоторых курдских сайтах пишут, что его строят для езидов – беженцев из Ирака, но это некорректно. Наших иракских братьев в Армении, по моим данным, очень мало. Основная часть их в Ираке, в лагерях беженцев или в Европе».

Как считает Набиев, в строительстве «армянского Лалеша» будут участвовать как частные инвесторы, так и государственные. «Скорее всего привлекут крупных бизнесменов – езидов из Армении, работающих сейчас в России. В последнее время в Армении много места уделяется религиозным вопросам, на средства частных лиц было построено много культовых сооружений. Вообще храмами нашей веры у нас служат оджахи – домовые очаги нашей духовной касты, шейхов и пиров. Это дань исторической традиции. Курды-езиды из-за своей веры были гонимы, часто переезжали с места на место и возили за собой оджахи. Оджахов много, но Лалеш, иракский Лалеш, у всех езидов один. Он для нас – как Мекка для мусульман, и там должен побывать каждый езид хотя бы раз в своей жизни. Второго Лалеша, как и второй Мекки, быть не может. Поэтому непонятно, какую функцию будет выполнять тот храм, который планируют строить в Армении, какие шейхи или пиры будут там служить».

Набиев также отметил, что в международном политическом и экспертном сообществе наметилась тенденция считать курдов-езидов отдельным народом от курдов-мусульман. «Это вредоносная и опасная тенденция, направленная на раскол курдского движения и курдского народа, который сейчас пытается стать единой политической нацией. Курдское движение неоднородно: там есть сторонники Абдуллы Оджалана, Джелаля Талабани, Масуда Барзани. В общине курдов-езидов тоже нет единой позиции по вопросам, актуальным для курдского народа. Есть езиды, которые вообще себя курдами не считают. Такая ситуация существует в курдском сообществе не один десяток лет. Появление ДАИШ (ИГ, запрещена в России. – «НГ») и экспансия этих террористов на Ближнем Востоке только обострили давние курдские политические противоречия».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1018
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
630
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1226
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1223

Другие новости