Как говорят езиды, «дом у нас может быть где угодно, а Лалеш всегда один». Фото Reuters
В Армении скоро начнут строительство храма курдов-езидов, второго по величине и значимости в мире после известного Лалеша – духовного центра всех езидов мира, расположенного в 40 км от иракского города Мосул. Власти Армении говорят, что храм, получивший название «армянский Лалеш», будет строиться по просьбе езидов – беженцев из Ирака. Но сами езиды говорят, что у «армянского Лалеша» скорее всего будут другие цели, к сожалению, непонятные им.
О том, что храм будет строиться по просьбе езидов – беженцев из Ирака, сообщил курдским СМИ пир (езидский священнослужитель) иракского Лалеша Баба Джавиш. По его словам, община проживающих в Армении курдов-езидов из Ирака достаточно давно отправила правительству Армении просьбу о содействии в отправлении своих религиозных нужд. В июле с.г. власти Армении удовлетворили просьбу беженцев, и в предместье Еревана скоро начнется строительство езидского храма. «Армянский Лалеш» будет состоять из восьми куполов, где центральный – самый высокий, то есть по форме будет повторять свой иракский оригинал.
Директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян в беседе с корреспондентом «НГ» сказал: езидский храм в Армении будет служить для религиозных нужд проживающих в Армении курдов-езидов, а также станет символом многолетних исторических связей между армянами и езидами. «У нас в институте есть ученый-езид, который занимается историей езидского народа. Мы уделяем особое внимание изучению истории, культуры и религии езидов. Мимо нас не проходит и политика османского правительства по отношению к езидам, которые до резни езидов младотурками жили в Османской империи. Но я не разделяю возникающего сейчас мнения, что раз езидский храм появится в Армении, он будет символом противодействия пантюркизму и паносманизму. Идеологических основ для этого я не вижу».
Упомянутая Сафрастяном резня курдов-езидов младотурецким правительством Турции в годы Первой мировой войны шла параллельно с геноцидом армян. «Спасаясь от резни, езиды бежали в российское Закавказье, – рассказывает «НГ» курдский политолог и общественный деятель Юрий Набиев. – Поначалу езиды селились в Эриванской губернии, а потом пошла езидская миграция в другие регионы. В советское время образовалась довольно большая езидская община в Тбилиси. Я родился в Тбилиси, а мой дед бежал от резни езидов в Турции в Армению». Как говорит Набиев, езидская община нынешней Армении – это потомки выходцев из Османской империи. «Она – вторая по численности в мире, по последней переписи – около 80 тыс. человек. Поэтому езидский храм будет строиться прежде всего для армянских езидов. На некоторых курдских сайтах пишут, что его строят для езидов – беженцев из Ирака, но это некорректно. Наших иракских братьев в Армении, по моим данным, очень мало. Основная часть их в Ираке, в лагерях беженцев или в Европе».
Как считает Набиев, в строительстве «армянского Лалеша» будут участвовать как частные инвесторы, так и государственные. «Скорее всего привлекут крупных бизнесменов – езидов из Армении, работающих сейчас в России. В последнее время в Армении много места уделяется религиозным вопросам, на средства частных лиц было построено много культовых сооружений. Вообще храмами нашей веры у нас служат оджахи – домовые очаги нашей духовной касты, шейхов и пиров. Это дань исторической традиции. Курды-езиды из-за своей веры были гонимы, часто переезжали с места на место и возили за собой оджахи. Оджахов много, но Лалеш, иракский Лалеш, у всех езидов один. Он для нас – как Мекка для мусульман, и там должен побывать каждый езид хотя бы раз в своей жизни. Второго Лалеша, как и второй Мекки, быть не может. Поэтому непонятно, какую функцию будет выполнять тот храм, который планируют строить в Армении, какие шейхи или пиры будут там служить».
Набиев также отметил, что в международном политическом и экспертном сообществе наметилась тенденция считать курдов-езидов отдельным народом от курдов-мусульман. «Это вредоносная и опасная тенденция, направленная на раскол курдского движения и курдского народа, который сейчас пытается стать единой политической нацией. Курдское движение неоднородно: там есть сторонники Абдуллы Оджалана, Джелаля Талабани, Масуда Барзани. В общине курдов-езидов тоже нет единой позиции по вопросам, актуальным для курдского народа. Есть езиды, которые вообще себя курдами не считают. Такая ситуация существует в курдском сообществе не один десяток лет. Появление ДАИШ (ИГ, запрещена в России. – «НГ») и экспансия этих террористов на Ближнем Востоке только обострили давние курдские политические противоречия».