Патриарх Болгарский Неофит считает, что Всеправославный собор надо отложить. Фото с сайта www.bg-patriarshia.bg2
В последний месяц перед Всеправославным собором три поместные православные Церкви заявляют ряд претензий к его регламенту и документам и угрожают своим отсутствием в том случае, если они не будут удовлетворены. Подобное развитие событий можно интерпретировать как борьбу за престиж и желание добиться каких-либо выгод.
Священный синод Болгарской православной церкви (БПЦ) под председательством патриарха Болгарского Неофита 1 июня с.г. потребовал отложить проведение Всеправославного собора, который должен начаться на острове Крит 19 июня, и учесть ряд высказанных им претензий к регламенту собрания. В случае если эти требования не будут выполнены, болгары заявляют о своем отказе от участия в работе Собора.
В протоколе заседания, опубликованном на официальном сайте БПЦ, среди претензий значится отсутствие в повестке дня актуальных (то есть требующих немедленного разрешения) проблем, несогласие других Церквей с отдельными положениями ряда предлагаемых для обсуждения документов, невозможность их редактирования в ходе заседаний, неудачная рассадка участников, наблюдателей и гостей Собора, а также необходимость неоправданных финансовых вложений каждой Церкви в «общую кассу» мероприятия.
Напомним, что в апреле с.г. Синод Болгарской церкви подверг критике пункт 5 документа «Отношения Православной церкви с остальным христианским миром», проект которого утвержден для принятия на Соборе. Тогда БПЦ потребовала уточнить, что «кроме святой Православной церкви, не существует других Церквей, а исключительно ереси и расколы, и называть последние «Церквами» богословски, догматически и канонически совершенно неправильно».
У «единой и истинной» Церкви, таким образом, нет и не может быть никаких «отношений» с христианским миром, потому что она сама по себе представляет его полноту. Кроме того, 25 мая с.г. схожую, но более содержательную критику, направленную в адрес документов о христианском браке и миссии православия в современном мире, представил Синод Грузинской церкви.
Научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт сообщил «НГ», что претензии Болгарской церкви связаны с ее недовольством ролью статиста, которую отводят ей главные игроки – Москва и Константинополь: «Поскольку подготовка Собора потихоньку выходит на финишную прямую, Болгарская церковь своим шагом показывает недовольство тем, что все решения принимаются между Вселенским патриархатом и Чистым переулком (резиденция патриарха Московского и всея Руси. – «НГ»). У каждого из них есть своя стратегия и свои интересы, которые они хотят реализовать, и получается, что другим Церквам в этих глобальных схемах вольно или невольно отводится место статистов. Болгарская церковь ясно заявила, что хочет большего учета своих интересов и признания своего веса. С дипломатической точки зрения заявить об этом на финишной прямой – это разумный ход: у меньших игроков есть шанс выторговать себе большее влияние».
С другой стороны, вполне вероятно, что Болгарская церковь хочет обезопасить себя от обвинений в экуменизме и пособничестве экуменистам, которые звучат со стороны внутрицерковных «ревнителей благочестия» в России, Украине, Греции и других православных странах. РПЦ, поток критики в адрес которой после встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Франциском в Гаване стал как никогда плотным, старается делать вид, что ее нет вообще. Однако Болгарская церковь, только недавно окончательно урегулировавшая церковный раскол 1992 года (кстати, тоже с помощью специального Всеправославного собора 1998 года в Софии), такого себе позволить не может. «Небольшая поместная Церковь спокойно может учитывать настроения церковных низов, верующего народа, – считает Энгельгардт. – Критика болгар в адрес документа об отношениях с христианским миром – это стандартный набор претензий и позиций рядовых мирян, которые относятся к любому потеплению отношений с Ватиканом достаточно настороженно».
Добавим, что отношения БПЦ со светской властью остаются достаточно напряженными. Государственную регистрацию она получила всего 13 лет назад, в 2003 году, а в ее расколе немалое участие принимал Комитет по вопросам Болгарской православной церкви и религиозных культов, в 1989 году зарегистрировавший первую «альтернативную» церковную структуру. Сейчас болгарские власти активно выстраивают отношения с Ватиканом – не далее как 16 мая с.г. президент Болгарии Росен Плевнелиев получил аудиенцию у папы Франциска – и нет ничего удивительного, что на этом фоне в БПЦ растут антикатолические настроения.
Руководитель секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Игорь Якимчук в своем комментарии «НГ» заявил, что не видит в решении болгар ничего необычного: «Каждая Церковь имеет полное право определяться со своей собственной позицией относительно Всеправославного собора и характера его документов. Дискуссии на эту тему проходят сейчас во всех поместных Церквах. Решение Синода Болгарской церкви свидетельствует о том, что в ней очень серьезно относятся к тематике Собора и заботятся о том, чтобы, коль скоро он проводится, он был проведен качественно».
Едва ли можно счесть простым совпадением то, что те же вопросы затронул патриарх Кирилл в письме, адресованном 1 июня патриарху Константинопольскому Варфоломею I. В нем он критикует некоторые аспекты регламента Собора и в случае, если эта критика не будет учтена, сообщает об отказе Русской православной церкви от участия. Об этом пишет греческая газета To Vima, сообщение которой было переведено на болгарский церковным интернет-изданием «Двери православия», выражающим свое недовольство тем, что патриарх Кирилл не только продублировал ряд требований болгар, но и сделал вид, будто ничего об их выступлении не знает.
В частности, в письме глава РПЦ обращает внимание на то, что в качестве председателя Собора глава Вселенского патриархата сидит во главе стола, в то время как, исходя из идеи равенства Церквей, их представители должны были бы сидеть полукругом. Кроме того, он указал на то, что инославные наблюдатели из числа католиков и протестантов должны быть размещены не за спиной председателя, а поодаль, чтобы не попадать в объектив телекамер: в противном случае создается впечатление, будто они участвуют в работе Собора наравне с православными. Наконец, патриарх Кирилл призвал своего собрата обнародовать информацию о стоимости организации Собора и, в частности, назвать сумму, которую каждая поместная православная Церковь должна будет пожертвовать в общий фонд. По информации «Дверей православия», Константинополь потребовал от каждой из них дополнительные 120 тыс. евро, и именно с этим связано замечание о «больших и неоправданных расходах», сделанное Синодом Болгарской церкви.
Игорь Якимчук подтвердил, что письмо действительно существует, но уточнил, что по поводу поднятых в нем вопросов уже достигнуто соглашение: «Действительно, было письмо предстоятеля нашей Церкви патриарху Константинопольскому Варфоломею. В нем шла речь о совершенно конкретном вопросе, а именно о способе рассадки участников Собора, прежде всего предстоятелей поместных православных Церквей. Мы удовлетворены тем, что Константинопольская сторона прислушалась к нашим предложениям, решила вопрос позитивно».
Относительно возможности того, чтобы Собор был отложен, Якимчук выразился довольно туманно: «Сейчас трудно что-либо прогнозировать, никто бы не взялся это делать. Надо подождать, как будут развиваться события».
Как видно, «всеправославность» Собора стала его ахиллесовой пятой. В соответствии с его идеей и регламентом на нем должны присутствовать представители всех 14 признающих друг друга поместных православных Церквей, а решение принять или отклонить тот или иной документ принимается только единогласно. Несомненно в то же время и то, что по меньшей мере две из этих Церквей – Москва и Константинополь – сделали на Собор очень большие ставки и вложили в его организацию много труда и средств. Подобный расклад сделал их крайне уязвимыми для шантажа со стороны других Церквей, меньших по численности верующих и территориальному охвату, которые могут угрожать саботажем Собора, добиваясь изменения в свою пользу каких-либо документов, снимая с его повестки неудобные для них вопросы или просто наращивая таким образом свой престиж. Что же касается письма, то в нем патриарх Кирилл, вероятно, поспешил заявить те же самые вопросы от своего лица, чтобы ни в коем случае не допустить провала события, которое заранее объявили «историческим».